Культура Древнего Востока

Известное латинское изречение «Ex oriente lux» («С востока свет») уходит далеко в глубь веков и напоминает не только о месте (согласно евангельскому повествованию) рождения Иисуса, но и признает за Востоком, который как бы духовно осенил человечество, дав начало всем мировым религиям, особую роль как колыбели культуры.

Значимость и богатство культуры Древнего Востока трудно переоценить. Из древнего Египта, где чтили бога солнца Ра, богиню неба Нут и их сына Осириса, человечество переняло принципы градостроительства, начала медицины, литературы (сочинения в назидательном жанре и лирика), портретной живописи (фаюмский портрет) и скульптуры (изваяния Эхнатона, Нефертити и др.). Из Египта ведут свое происхождение книга и научные знания, причем там был настоящий культ того и другого. Что касается предметов утилитарного назначения, впервые появившихся именно в Египте, то их великое множество — от удобной льняной одежды до вполне функциональной мебели и от медицинских хирургических инструментов до протеза. Ну а украшения, косметика, парфюмерия и другие предметы из арсенала женской красоты — это отдельная тема, причем мужчины и даже дети тоже не пренебрегали макияжем, активно подводили глаза, пользовались пудрой и помадой.

Египет предоставляет современному человеку щедрый дар и выбор древних памятников и достопримечательностей, а заодно предлагает нескончаемые и непрошенные вопросы. Почему, например, пирамида Хеопса входит в число Семи чудес света, а ее ближайшие соседки или то, что осталось от храмового комплекса в древних Фивах (колоннады в Карнаке и Луксоре, аллея сфинксов с телом льва и головой барана, прекрасный храм царицы Хатшепсут в скальном амфитеатре) и многое другое, несомненно, достойное восхищения, не попали в этот список избранных?

Эпитеты грандиозный, потрясающий, великолепный напрашиваются не только по поводу монументальных образцов древнеегипетского искусства разных эпох, но и при виде таких камерных артефактов, как золотая маска фараона Тутан-хамона XIV в. до н. э. из Каирского музея или статуэтка из крашеного известняка (2620-2500 гг.) «Сидящий писарь» — экспонат Египетского зала Лувра.

Сведущие в науках люди были в египетском обществе в большом почете. Словосочетание рех хету означало человека образованного, ученого или по крайней мере владеющего какими-то особыми знаниями. И фигурка писца из коллекции Лувра красноречиво свидетельствует, что этот человек — как раз рех хету и цену себе знает. Ведь быть писцом, как сказано сразу в нескольких расшифрованных папирусах, было престижно и статусно, и не всякому удавалось. Вера в загробную жизнь не мешала египетской элите не забывать о земных радостях. Загадочная улыбка писаря и выражение его лица, словно он думает о чем-то приятном, что ему предстоит, заставляют предположить, что у этого чиновника всё складывалось хорошо.

Настоящими поэтами-лириками предстают из глубины веков египетские жрецы. Они не производят впечатление предававшихся молитвам и скорби затворников и пессимистов. Судя по дошедшему до нас тексту, напоминающему по жанру застольную песню, жрецы, специализировавшиеся на ремесле энкаустики, т. е. погребальных дел мастерстве, старались не унывать. Вероятно, один из них, человек уже в летах и набравшийся опыта, по-наставнически обращается к молодому «коллеге», призывая его не терять бодрости духа и находить положительные стороны даже в таком невеселом занятии, как бальзамирование трупов:

Проводи день радостно, жрец,
Вдыхай запах благовоний и умащений...
Оставь всё злое позади себя.
Думай лишь о радости до тех пор,
Пока не настанет день, когда ты причалишь к стране, любящей молчание.

Существенная особенность культуры Древнего Востока (во всяком случае, ведущих стран этого громадного региона*) — разительное превосходство культуры минувших тысячелетий и столетий над нынешней. Однако настоящее убедительно свидетельствует, что культурный багаж далекого прошлого служит неиссякаемым золотым запасом, на который сегодня постоянно и активно опираются люди при строительстве новой жизни. Избитое сравнение с айсбергом, лишь верхняя часть которого видна, а главная сокрыта, как нельзя более подходит для представления о том, какой колоссальный культурный массив до поры до времени не был задействован и востребован, но ждал своего часа. Теперь же многие тайны и секреты мастерства многовековой давности стали объектом пристального внимания, и динамичный рывок вперед, который демонстрируют сейчас сразу несколько азиатских стран, основан вовсе не только на европейских и американских ноу-хау, но и в значительной мере — на изобретениях и оригинальных технологиях, знаниях и умениях древних предков.

Яркими примерами стран, успешно восполняющих новейшую культуру за счет необъятного старейшего наследия, могут послужить Индия и Китай.

Жители древней Индии некогда достигли невиданных высот во многих областях. Одна из таких сфер — архитектура. Г игант-ские куполообразные сооружения, известные под названием ступы, как и пирамиды в Египте, служили для культовых целей. В них буддисты хранили свои святыни — частицы тела Будды и его последователей. Буддизму, который берет начало с Vi в. до н. э., суждено было стать одной из великих мировых религий.

Правда, ступообразные святилища появляются лишь три столетия спустя, когда царь Ашока придал буддизму статус государственной религии. Невероятно, но факт: первая возведенная при этом царе «ступа», которую и теперь можно увидеть в окрестностях города Бхопал, оказалась единственной из 8-ми тысяч сохранившейся до наших дней. Причем она не входила в число восьми Великих Ступ и интересна прежде всего как самый древний в Индии архитектурный памятник буддизма этого типа. Но она дает представление, какими же монументальными и величественными были знаменитые восемь храмов, которые не уцелели*.

Полусферический купол подчеркивает назначение святилища — погребальный холм, заключающий в себе останки Будды и других буддийских святых.

В ларце древнеиндийской культуры столько несметных сокровищ, что она кажется беспредельной. В городе Сарнатх возвышается колонна — стамбха, которая символизирует ось Вселенной и так называемое мировое древо. Этот «космический столп» воспроизводит мифологическую модель мироздания, и вырезанные на капители колонны четыре льва, слон, лошадь и бык охраняют каждый свою сторону света. Животные опираются на расцветший цветок лотоса — источник жизни. Стамбха, увенчанная «львиной капителью», тоже творение зодчих, скульпторов и художников времен Ашоки.

Всемирно известны пещеры Аджанты — буддийского храмово-монастырского комплекса. Здесь сквозь свет прорубленных в скальной породе сверху и сбоку окон проступают искусно выполненные скульптурные группы, а в шестнадцати из двадцати девяти пещер сохранились росписи стен, потолков и даже колонн. Одно из удивительных изображений — портрет прекрасного юноши в короне и с цветком голубого лотоса в правой руке. Рисунок нанесен на тонкий слой белого гипса. Краски, изготовленные из растертых в порошок минералов, смешанных с яйцом, рисовым отваром, патокой и клеем, до сих пор не потеряли своей яркости. Пещерная картина представляет бодисатву — того, кто стремится к просветлению и принял решение стать буддой. Лицо молодого человека печально. Он задумчив и сосредоточен на каких-то глубоко волнующих его мыслях. Может быть, о бренности жизни, а, может, о вечности. Ведь по буддийскому учению всё таится в нашем сознании, и человек становится тем, о чем думает. Памятник датируется VI в., и по некоторым признакам угадывается легкое влияние на него искусства древней Эллады.

Медицина, включая операционную хирургию, была поставлена в древней Индии едва ли не лучше, чем в Египте, и это объясняет появление именно здесь еще в III веке до н. э. первой в мире больницы.

Древняя Индия пополнила мировую культуру универсальной системой счета с помощью десяти (включая ноль) знаков, которой и сейчас пользуется весь мир. За этими цифрами закрепилось название арабские, поскольку европейцы узнали их от арабов, но сами арабы называли их индийскими. Из Индии происходят мистические философские учения об абсолютном разуме, властвующем над миром. Она родина колеса (древнейшая повозка с колесами в виде деревянных дисков относится к 4 тыс. до н. э.), шахмат, песен о подвигах богатырей (поэма «Махабхарата»), басен. На ее почве начали культивировать хлопок, рис, сахарный тростник, которые позже получили широкое распространение.

Богатство и бескрайнее разнообразие культуры древнего Китая сопротивляется сжатой и компактной характеристике, но формат учебного пособия неумолимо диктует свои правила, заставляя строго ограничивать объем текста. Утешительное оправдание только одно: общеизвестность вклада Поднебесной в мировую культуру, что позволяет кратко напомнить лишь самое основное.

В глазах европейцев функциональность и утилитарность древнекитайской культуры долгое время были не очевидны, и она стереотипно воспринималась как что-то экзотическое, слишком утонченно изысканное, далекое от жизни. Нереальная масштабность таких грандиозных сооружений, как Великая Китайская стена (строительство первых участков началось в III в. до н. э.) и Великий Китайский канал (прокладывался в течение двух тысяч лет с VI в. до н. э. до XIII в. н. э) ошеломляла не меньше знаменитых египетских пирамид, и уровень научнотехнических знаний и инженерной мысли этой загадочной страны казался просто непостижимым.

Древнейшая архитектура Китая общим силуэтом и отдельными очертаниями перекликается с графикой иероглифов. Дома и пагоды с характерными загибами кровли по каждому из нескольких ярусов давно стали отличительным признаком художественной традиции страны. Старейшей из пагод около 2-х тыс. лет. Интересно, что эти здания — китайские версии древнеиндийских ступ и тоже представляют собой погребальные постройки, появившиеся вместе с буддийским культом.

Тысячелетия, не пощадившие многие памятники культуры, оказались бессильны перед бронзовым литьём. Искусство бронзы, которым славилось государство Шан* * (XVI-XI вв. до н. э.), дошло до наших дней в виде многочисленных артефактов и прежде всего сосудов и предметов домашней утвари, украшенных изображениями животных (орнамент в «зверином стиле»). Для ханьского периода* (206 г. до н. э — 220 г. н. э.) художественные изделия из металла вроде скачущей лошади на спине летящей ласточки (бронза) или притягивающего взгляд своим совершенством оружия (мечи и алебарды — настоящие произведения не столько ремесла, сколько кузнечного искусства) тоже свойственны, но наиболее интересный культурный след это время оставило в монументальном строительстве. Крепостные стены с башнями, воротами, карнизами словно были созданы не для оборонительных целей, а для того, чтобы стать основой для настенных рельефов, на которых мифологические сюжеты чередуются с бытовыми сценами. Порой не только на внешней и внутренней кладке — на каждом кирпиче прослеживаются целые живописные или скульптурные композиции: то пляшущие обезьяны, то драконы и прочие мифические существа. Причем то, как реалистично воспроизведены люди и животные, как передано движение фигур, изумляет высокой степенью художественного мастерства, сравнимого по выразительности с национальной каллиграфией. Кисть художника, как образно говорят в Китае, совершает тот же танец, что движение ветра, дуновение которого шевелит ветви бамбука.

Находящаяся сейчас в Хунаньском музее написанная на шелке картина с изображением женщины с драконом и пти-цей-фениксом (IV в. до н. э.), по-видимому, носила ритуальный характер и служила художественным атрибутом при похоронной церемонии в склепе. Эта погребальная маска, скорее всего, была размещена над могилой умершей, дабы облегчить душе покойницы доступ в рай.

Образы и символика в древнекитайской культуре нередко имеют отвлеченное, абстрактное воплощение, и это относится не только к искусству, но и к литературе. Так, в стихотворении лирического поэта Цюй Юаня (ок. 340-278 гг. до н. э.) «Вопросы к Небу» автор преодолевает бушующие в нем эмоции (обида, возмущение, грусть) и пытается их умиротворить, наивно и трогательно трансформируя в рассудительное философское обобщение.

Бумага, тушь, цветная керамика, шелк и картины на шелке, черепичные крыши, миниатюры, веера — это лишь малая толика из тех бесчисленных предметов обихода, которые имеют китайское происхождение. Древним китайцам принадлежит авторство многих технических изобретений и приборов: водяной мельницы, насоса-водоподъемника, компаса, небесного глобуса, сейсмографа. Именно в Китае было впервые введено понятие отрицательных чисел, описаны так называемые пятна на Солнце, создан звездный каталог, в который занесено 800 светил.

Трудно переоценить влияние на всю мировую философскую и общественно-политическую мысль даосизма и конфуцианства.

Яркие и памятные страницы в культуру Востока вписаны странами Двуречья, или Междуречья (располагались в долине между реками Тигр и Евфрат). В этой плодородной географической области Западной Азии, известной как Месопотамия, попеременно первенствовали государства Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран.

В соцветии культур Передней Азии не так просто разобраться, потому что культуры этого региона тесно переплетены и как бы перетекают друг в друга. К примеру, поглотивший Шумеро-Аккадское царство Вавилон выступает как наследник и преемник этого государства, и отделить шумерское искусство от вавилонского под силу только специалисту. Нередко в научно-справочной литературе под собирательным названием Вавилония как раз и имеется в виду и Аккад — мощная держава с одноименной столицей, возвысившаяся в XXIV в. до н. э. в результате завоеваний царя и полководца Саргона Древнего, и собственно Вавилон. Точно так же обстоит дело и с Шумером, который около 2270 г. до н. э. был захвачен воинственным соседом Аккадом, но на короткое время (2100-2000 гг. до н. э.) возвращал себе независимость. Не всегда есть возможность установить авторство тех или иных открытий в Двуречье. Если такие культурные заслуги шумеров, как изобретение древнейшего в истории человечества клинописного письма* (середина 4-го тысячелетия до н. э.), технология получения особо прочного (путем добавления в сырую глину мелко нарубленных стеблей тростника или соломы) обожженного кирпича, собственная конструкция колесных повозок (на сохранившихся рисунках они похожи на салазки с колёсиками), приоритет в изготовлении пива и мыла давно и хорошо известны, то конкретизировать, кто же ввел шестидесятиричную систему счета, до сих пор не удается, поскольку, по одним сведениям, она существовала у шумеров задолго до аккадского завоевания, по другим, — до IV в. до н. э. она была десятичной. Поэтому в данном случае принято достаточно обтекаемо констатировать, что вавилоняне владели шестидесятеричной системой счета, которая используется в геометрии, навигации, баллистике, астрономии, умели извлекать квадратные и кубические корни, возводили числа во вторую и третью степени, знали теорему, которая позднее получила название теоремы Пифагора. То есть им были хорошо известны основные правила математики.

Подобное «округление» отсутствует, когда речь идет о вавилонском царе Хаммурапи, правившем в 1792-1750 гг. до н. э. Власть этого монарха, при котором составлен первый в истории свод законов, действительно распространялась только на сравнительно небольшое Вавилонское царство, локализованное в пределах территории не более 80 километров. К концу 43-летнего правления Хаммурапи укрепил свое государство, а его столица Вавилон стала самым большим, богатым и красивым городом Междуречья. Согласно легенде, в начале VII в. до н. э. Вавилон украсили Висячие сады — второе после пирамид чудо света. Этот пышный и даривший желанную прохладу оазис зелени с водоемами и фонтанами казался миражом, потому что в расположенном посреди голой песчаной равнины пыльном городе любое деревце, кустик или малая травинка были на перечет и обычно засыхали от палящего зноя. Не факт, что сады существовали на самом деле, хотя инженерная мысль Двуречья вполне могла справиться с проблемой их создания и обильного орошения. Предположительно вода из реки или подземных колодцев подавалась по трубам специальной помпой (насосом), которую вручную качали, неся постоянную вахту рабы. Если сады не были плодом фантазии древних, то их местонахождение в Вавилоне не бесспорно, и есть веские основания предполагать, что они были разбиты или на берегу Евфрата, там, где сейчас современный иракский город Эль-Хилл, или в Ниневии — столице покоренной Вавилоном Ассирии. Однозначно доказано, что имя Семирамиды им приписали поэты и сказители. Жену вавилонского царя Навуходоносора II звали Амитис. Это была прекрасная юная принцесса из Мидии. Будто бы ради нее любящий муж и задумал предпринять создание рукотворного уголка природы, который бы напоминал царице богатую зеленью и обильную прохладой горных рек и ручьев родину. Семирамида — тоже реальный исторический персонаж, супруга ассирийского царя (812-803 гг. до н. э.), но жила она гораздо раньше и в историю о Висячих садах попала по ошибке.

Вавилоняне очень чтили богиню войны, мудрости и плотской любви Иштар. В честь неё они устраивали торжественные празднества и посвятили ей редкой красоты Дорогу процессий с носившими её имя главными в городе воротами — роскошной аркой, через которую проходили все церемониальные шествия. Эти поистине божественные ворота сложены из покрытого яркоголубой, желтой, белой и черной глазурью кирпича и украшены изображениями пятисот семидесяти пяти животных, среди которых доминируют символизирующие Иштар львы. Царь Навуходоносор II, при котором было возведено всё это великолепие, позаботился, чтобы на воротах была помещена надпись в напоминание о том, что это благодаря именно его воле Вавилон обзавелся столь изысканной архитектурной красотой.

В широкой практике было отражение тех или иных событий памятными знаками. К примеру, в Шумере в XXV в. до н. э. при царе Эаннатуме была воздвигнута «Стелла коршунов».

Она представляла собой монумент из известняка с закругленным верхом и рельефами с обеих сторон. На мемориальной плите присутствует победное изображение в несколько ярусов, запечатлевшее, как голодные стервятники уносят головы и конечности павших в сражении неприятельских солдат. О военном триумфе Эаннатума извещает также памятная надпись.

Культурную славу Древней Ассирии составила крупнейшая и первая в истории мировой культуры библиотека царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) из десятков тысяч глиняных табличек с текстами.

В том же столетии астрономы Двуречья с высокой точностью предсказывали лунные затмения.

Культура всей Месопотамии также отмечена крупными достижениями в монументальном строительстве (ступенчатые башни — зиккураты) и инженерном деле (в Ассирии функционировал первый канал-водопровод и акведук).

Заметным явлением в литературе стали шумерский эпос о герое Гильгамеше и легенды о Всемирном потопе.

Судя по глиняным табличкам, зафиксировавшим технологию изготовления пива, шумеры были пионерами мирового пивоварения. Получали они бодрящий и утоляющий жажду напиток из непророщенного ячменя и еще одного злака — полбы, но без хмеля, что не мешало ему быть слабоалкогольным (крепостью 3-4 градуса).

Свой взнос в копилку мировой культуры внесла и Финикия. Из этой древней страны мореплавателей на восточном побережье Средиземного моря исходят все алфавитные письменные системы современности. Центром финикийской религии был город Ваала (Баала) — верховного бога-покровителя, совмещавшего в себе невероятное могущество и жестокость (ему приносили кровавые жертвы, в том числе человеческие, включавшие убиение собственных детей сожжением в огне). Несмотря на столь свирепый нрав Ваала жители посвященного его культу города (сейчас это территория Ливана) охотно предавались веселью, ценили искусство, любили музыку. Женщины соревновались друг с другом красотой, мужчины состязались в красноречии, а сладкозвучию игры местных флейтистов нигде не было равных.

Местоположение всемирно известного древнего города Петры — узкий каньон Сик в долине и пустыне Арава в Иордании. В III в. до н. э. — 106 г. н. э. Петра была столицей Набатейского царства — государства, образованного группой семитских племен на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Главные достопримечательности Петры — вырезанные из песчаной скалы храмы Эль-Хазне и Ад-Дэйр — монументальные здания I в. н. э.

Показательно, что пять из семи знаменитых чудес света были на Востоке. Это египетские пирамиды — самые известные и самые древние (им ок. 5 тыс. лет!) на земле сооружения; сады Амитис (Семирамиды) (605-562 гг. до н. э.), устроенные вавилонским царем Навуходоносором для услады своей молодой жены, роскошная гробница (мавзолей) царя Мавсола (377353 гг. до н. э.) в Галикарнасе — столице малоазийского государства Кария, а также как бы продолжающие древневосточные традиции памятники античной культуры, расположенные один в Египте и два в Малой Азии: 120-метровый Александрийский (Фаросский) маяк (280 г. до н. э.)*, храм древнегреческой богини охоты Артемиды в Эфесе (строился почти 100 лет с середины VI по середину V в. до н. э.) и Родосский Колосс — исполинская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса на острове Родос (304 г. до н. э.).

Из семи чудес света, пережив века и тысячелетия, уцелели только пирамиды, что породило сентенцию: «Все живое боится времени, а время боится пирамид». По объявленным итогам опроса, проведенного некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC), среди отобранных в 2007 г. в ходе голосования новых «чудес света» преобладают артефакты, находящиеся в Азии, Северной и Южной Америке, а из европейских памятников культуры чудом света признан лишь один — римский Колизей (амфитеатр Флавиев) (72-80 гг. н. э.).

Ключевые слова: Древний Восток, Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Виды культурных норм
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Политическая культура современной России
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Культура Нового времени
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура в эпоху Возрождения
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Итальянское возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Москвина И.К. Ритмологические концепции конца XIX — начала XXI веков и ценности культуры: теоретическое и практическое наследие
...
Европейская управленческая культура
...
Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий