Кризисы семейной жизни

Семья, как и человек, рождается, развивается, взрослеет и иногда развитие семья заканчивается ее смертью - разводом. Как утверждал великий классик отечественной литературы Л.Н. Толстой, все счастливые семьи одинаковы, все несчастные семьи несчастливы по-своему. В жизни каждой семьи можно выделить типичные, нормативные, кризисы, которые связаны с закономерностями развития взаимоотношений.

Первый кризис связан с самим фактом вступления в брак. Этот кризис наиболее остро разворачивается в том случае, если ему предшествовал «конфетно-букетный» период отношений с характерными для него идеализацией и романтизацией образов друг друга. Вступление в брак приводит к изменению образа жизни, смене социального статуса, изменению фамилии (у женщин). Меняется быт, появляются новые родственники. Период адаптации супругов друг к другу длится обычно в течении первого года совместной жизни. Если супругам не удается справиться с завышенными ожиданиями друг к другу, заметить и принять реальные стороны жизни (черты характера, привычки), то отношения в паре могут быть разрушены. Первый пик разводов обычно приходится на конец первого года совместной жизни.

Второй кризис семьи возникает с рождением первого ребенка, даже если этот ребенок желанный. В этот момент снова меняется уклад семейной жизни, перераспределяются обязанности и нагрузки. Само рождение ребенка вызывает у каждого из его родителей особые переживания и кризисные состояния. Например, у женщин в период после родов возможно длительное снижение настроения, депрессивное переживания, чувства опустошенности, ненужности, загнанности, раздражение, связанное с прекращением активной социальной жизни. У мужчин возможны охлаждение отношений к супруге в связи с изменением ее статуса: супруга теперь не только жена, но и мать. У мужчин переживания могут быть связаны с ревностью к ребенку, могут появляться чувства ненужности жене, угасать сексуальное влечение к ней. В ряде случаев отцовские чувства возникают у мужчин позже, чем у женщин. Все это переживания вместе с возросшей нагрузкой могут дестабилизировать отношения, привести к взаимным обидам и распаду семьи.

Кризис может возникать с появлением второго ребенка и усугубляться переживаниями первого ребенка: завистью, ревностью. Возникающее соперничество иногда может проявляться в форме агрессии старшего ребенка по отношению к младшему, драчливости. В других случаях наблюдается регрессия старшего ребенка: он начинает сюсюкать, просится на руки, сосет палец и так далее. Сложные ситуации могут возникать, если период рождения второго ребенка приходится на критические периоды в жизни первого ребенка (кризисы первого года, трех, пяти, семи лет). Рождение каждого следующего ребенка вызывает в семье новый кризис.

Кризисный период в жизни семьи может возникать, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Именно в этот период ребенок активно усваивает социальные нормы и правила. Негативная ситуация возникает в том случае, если родители имеют разные воспитательные позиции, ссорятся и скандалят, пытаясь привлечь ребенка на свою сторону и создавая коалиции друг против друга. Ребенок чувствует, что он раздираем противоречиями, он может переживать сильную тревогу, потерю безопасности. Манипулирование родителями, поведенческие девиации, ложь или психосоматическое заболевание могут стать для ребенка способами восстановления безопасного мира, таким образом, ребенок, как наиболее чувствительный член семьи становится ее «зеркалом». Его расстройства отражают семейные процессы.

Следующий кризис представляет собой совпадение по времени двух кризисов: подросткового кризиса детей и кризиса 40-летних у родителей. Наложение кризисов приводит к значительным противоречиям в семье. Второй пик разводов приходится именно на возраст 40-45 лет после 10-15 лет совместной жизни.

Критический период может быть связан с профессиональным самоопределением детей. Это особенно выражено в ситуации возрастающей конкуренции в обществе. Родители, опасаясь за будущую жизнь своих детей, стремятся помочь им в решении проблем, вкладывают большие ресурсы в их образование и трудоустройство. Вместе с тем, довольно часто возникают конфликты между родителями и детьми: дети чувствуют, что у них нет свободы самоопределения (при этом нуждаются в поддержке родителей), родители чувствуют, что их вклад не оценивается детьми, что приводит к взаимной обиде.

Следующий кризисный период возникает в связи с выходом одного из супругов на пенсию. Это особенно тяжело для людей с лидерскими чертами, привыкшими нести большую ответственность. Невозможность найти удовлетворяющее замещающее занятие приводит к нарастанию недовольства, раздражительности, ощущению пустоты жизни. Семья может оказываться не готова к той близости, которая возникает, когда оба супруга в течение дня находятся рядом при отсутствии общих интересов. У некоторых людей в этот период возникает сожаление о несделанном, попытка вернуть молодость. Это может стать причиной измены, когда мужчина или женщина заводит отношения с партнером намного моложе его. Именно на этот период жизни приходится третья волна разводов.

Наряду с перечисленными, в каждой семье могут возникать дополнительные кризисы в связи, например, со смертью кого-то из близких или из-за каких-то других воздействий (переезд, потеря работы, болезнь и так далее).

Методы оказания кризисной помощи семье:
Среди подходов, направленных на осознавание семейных процессов членами семьи, можно выделить, например, эмпирический подход (В.Сатир), системную семейную терапию М. Боуэна, структурный подход Сальвадора Минухина.

Эмпирический подход(В. Сатир) предполагает работу со всей семьей и направлен на формирование у членов семьи нового опыта взаимодействия «здесь-и-сейчас». В. Сатир полагала, что травмирующий опыт каждого члена семьи вызывает чувства стыда и приводит к выработке защитных механизмов. Цель помощи - создать и поддержать новый опыт, отличающийся от прошлого семейного опыта.

Системная семейная терапия Мюррея Боуэна рассматривает дисфункциональную семью как систему со слабой дифференциацией ее членов. В качестве одного из важнейших изучается феномен триангуляции: когда два человека в конфликте, они вовлекают третье лицо, что снижает напряженность в системе. Психотерапевтический подход направлен на поддержку семейной дифференциации. Особенность подхода в том, что психотерапевт может работать только с одним членом семьи. Поскольку семья является системой, другие ее члены так же меняются.

Одним из известных поведенческих методов работы с семейным кризисом является структурный подход Сальвадора Минухина. Подход придает важное значение иерархии взаимоотношений в семье и правилам, по которым строятся эти отношения (вертикальные и горизонтальные коалиции), определяет границы между подсистемами семьи. В структурной терапии изучается повторяющийся характер взаимоотношений, что дает возможность определить правила, по которым действует система. В работе большое значение уделяется тем факторам, которые разделяют поколения, а так же тем, которые обособляют одного из членов системы. Метод позволяет упорядочить сложные и хаотические отношения в семье.

Источник: 
Попова Р.Р., Психологическая помощь