Кривые бюджетных линий

Кривые бюджетных линий (КБЛ) показывают возможности покупателя — доступность для него товаров в зависимости от цен и его дохода. Они графически отображают множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

КБЛ показывает различные комбинации двух товаров, которые может купить индивид на основе определенной суммы денег и цен на товары. Например, доход 240 руб. Яблоки — 24 руб., апельсины — 30 руб. Сколько можно купить этих фруктов? Можно потратить все деньги на один товар, тогда не купишь другого товара. Можно потратить все деньги на второй товар. Обычно же деньги делят на две части и покупают тот и другой товар.

В зависимости от уровня цен на товары возможности покупателя показывает прямая, имеющая отрицательный наклон. При этом важно научиться понимать изменения наклона бюджетной линии при изменении цены одного или двух товаров — наклон КБЛ определяется отношением цен двух товаров, а изменение дохода ведет к параллельному ее сдвигу - сокращение денежного дохода потребителя вызовет смещение КБЛ влево, а рост — вправо.


Два следствия снижения цены нормального товара.

Эффект дохода — при снижении цены товара покупатель приобретет больше данных товаров, растет его покупательная способность, благосостояние (прирост спроса на товар).


Эффект замещения — при снижении цены товара покупатель отказывается от покупки других товаров и может их заменить данным товаром. В результате меняется структура потребления (реструктуризация потребления).

При росте цены на товар потребитель переориентируется на другой товар, т. е. заменяет дорогие товары дешевыми. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на мясо птицы приведет к росту его покупки и сократит покупку говядины.

Общий эффект изменения цены — общие изменения объема спроса на товары. Он равен сумме эффектов дохода и замещения.

В связи с этим выделяют два вида товара — нормальные и низшей категории.

У нормальных товаров эти два эффекта дополняют друг друга (снижение цены ведет к росту спроса на них), а у товаров низшей категории уменьшают.

Сопоставляют эффекты дохода (ЭД) и эффекты замещения (ЭЗ): ЭЗ > ЭД или ЭД > ЭЗ. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Если наоборот, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены. Такой товар является товаром Гиффена. Товар Гиффена — частный случай товаров низшей категории.

Соответственно анализируют карты КБЛ.


Карты кривых безразличия и бюджетных линий показывают разные факторы поведения покупателей — их вкусы и доступность товаров. На рынке эти факторы действуют одновременно, а поэтому покупатели должны учитывать и те, и другие.

Ключевые слова: Бюджет
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Налоговые доходы государства и муниципальных образований
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджет маркетинга
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Бюджетный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетная система страны
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Расходы бюджета
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П....
Исполнение бюджетов в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Органы, осуществляющие бюджетный контроль в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий