Краудсорсинг — новая форма сетевого политического участия

Развитие современных информационных технологий детерминирует интенсификацию коммуникации и расширение возможностей сетевого политического участия. В этих условиях возникают новые онлайн-площадки, которые позволяют вовлекать граждан в процессы выработки решений через внедрение принципов «электронной демократии», подразумевающей активное использование информационно-коммуникационных технологий в политике и управлении. Электронная демократия нашла свое практическое воплощение в технологии Web 2.0 и Web 3.0, которая основывается на принципах открытости власти в принятии политических решений на всех уровнях (национальном, региональном, местном) и встречного доверия к ней граждан. Например, Йохай Бенклер в рамках своей теории «социального производства» отмечает концептуально новый характер «сетевизации» публичной сферы, в которой возникают новые каналы коммуникации и, следовательно, участия в формировании публичной политики и общественного мнения: «Индивидуумы пользуются сегодня значительно большей степенью свободы взаимодействия с другими людьми в процессе реализации демократических процедур».

В настоящее время во всем мире большую популярность набирают виртуальные сервисы, направленные на привлечение широкого круга людей к коллективному участию в процессах выработки и реализации публичной политики. К таким технологическим новациям относится краудсорсинг (англ, crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»).

Краудсорсинг — передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

Таким образом, краудсорсинг представляет собой форму сетевого политического участия и привлечения множества акторов к процессам формирования повестки дня, выработки альтернатив решений и отбора лучших идей. Отличительной чертой краудсорсинга является отсутствие или, в редких случаях, минимальный размер оплаты за выполняемые функции, а также значительное количество привлекаемых добровольных исполнителей. Последнее требует использования виртуальных сетей, поскольку только таким образом можно оптимизировать затраты на поиск, сбор и обработку информации. Еще одна отличительная черта данного метода — дробление работы на целый ряд составных частей, складывающих единое целое подобно мозаике.

Краудсорсинговые технологии получили широкое применение в бизнесе и исследовательской деятельности. Стоит отметить, что первые краудсорсинговые по сути проекты реализовывались еще до появления самого термина. Например, задолго до появления персональных компьютеров и информационно-коммуникационных сетей было проведено интересное генеалогическое исследование. Начиная с 1942 г. члены Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, более известные как мормоны, стали собирать информацию о своих предках. Представленные данные были аккумулированы в одну документальную базу. В 1969 г. в целях поощрения большего числа людей к участию в сборе генеалогической информации о своих предках церковь начала программу «Три поколения». В этой программе членам церкви было поручено подготовить документированные данные об их семьях до трех поколений. Программа впоследствии была расширена, чтобы поощрять членов исследовать по крайней мере четыре поколения, и стала известна как «Программа четырех поколений».

Естественно, массовое использование краудсорсинга наблюдается в последние годы. В сфере обработки, систематизации и анализа информации можно отметить широко известный проект сетевой энциклопедии «Википедия». В сфере оптимизации бизнеса и инновационной деятельности можно отметить такие площадки, как Threadless (дизайн одежды), Muji (производство мебели), InnoCentive (инновационные решения для бизнеса).

Сегодня технологии краудсорсинга включают в себя следующие специальные типы организации сетевого участия:

  • вики-ресурсы, используемые для сбора и систематизации информации по различным областям знания;
  • краудсорсинг как «рынок предсказаний», который заключается в приобретении прогнозов о развитии процессов в будущем, предполагаемых результатах и значении переменных (например, макроэкономических показателей);
  • краудкастинг, ориентированный на решение публичных проблем с привлечением ресурсов сетевых сообществ;
  • сетевой «мозговой штурм», направленный на разработку идей в контексте определенной публичной проблемы;
  • краудмэпинг — технология представления на карте данных от непосредственных «свидетелей» ситуации (например, отслеживание пробок на дорогах);
  • краудфандинг, который представляет собой механизм привлечения финансовых ресурсов для решения какой-либо задачи (например, в избирательных кампаниях).

В качестве примера глобальной краудсорсинговой площадки можно привести проект «Млечный Путь», реализуемый NASA18, который имеет целью исследование и анализ массива данных о Млечном пути. Выполнение этой задачи невозможно без привлечения широкого круга участников к изучению десятков тысяч фотографий, сделанных телескопами. В результате даже непрофессионал может сделать существенный вклад в научный проект.

Специалист по краудсорсингу должен не только обладать знаниями в определенной предметной области (в бизнесе, политике и управлении и т.д.), но и понимать технические и технологические принципы организации коллективного взаимодействия на виртуальных площадках. Данная профессиональная ниша в настоящее время активно развивается: на рынке появляются специалисты и фирмы, предлагающие свои услуги по разработке и реализации краудсорсинговых проектов.

В поисках архитектуры сетевого участия принято выделять два направления, которые можно условно назвать социальным и семантическим. В первом внимание концентрируется на индивидах, объединенных в социальную сеть, которая в ходе коммуникации выявляет идейных лидеров и помогает совершенствовать их предложения. На этом пути появились методы мозгового штурма, формирования повестки дня, однако они нестабильны по продуктивности и немасштабируемы по числу участников. Другой подход ставит в центр сообщение, несущее идею. По связям между сообщениями выстраивается семантическая сеть, анализ которой выявляет ключевые идеи. Так строятся система научных публикаций, индексы поисковых систем, рейтинги сообщений в блогах. Но семантические сети подвержены различным неустойчивостям, например, накруткам популярности.

Стабилизация и масштабирование достигаются за счет объединения социальных и семантических сетей. Уже при наличии простейших технических средств их интеграции возникают коллективные протоинтеллектуальные явления, такие как медиавирусы и «умные толпы». В их основе лежит распространение информации на волне сильных эмоций, и это уже нашло применение в бизнесе и политике. Архитектура платформы, предназначенной для решения разноплановых задач, должна объединять социальные и семантические сети19.

Сегодня в публичной политике принято выделять три основных вида краудсорсинга:

  • вики-сотрудничество органов власти, негосударственных институтов и граждан по созданию и систематизации баз данных;
  • создание краудсорсинговых площадок для подготовки публичных петиций и законотворческой деятельности;
  • использование рынков прогнозов для выработки наиболее проактивных политико-управленческих стратегий.

Сотрудничество органов власти и институтов гражданского общества в вики-проектах активно реализуется, например, в США с помощью площадки Центра гражданских услуг и инновационных технологий (http://www.howto.gov, рис. 13.2). Данный ресурс предоставляет множество возможностей, чтобы помочь государственным служащим повысить качество государственных услуг через обмен новыми идеями, обсуждение общих проблем, систематизацию накопленного опыта и отбор наиболее эффективных практик деятельности государственных органов. Здесь предоставлен широкий спектр необходимых инструментов и идей, которые необходимы для реализации механизмов сетевого участия и взаимодействия властных и общественных институтов, обеспечения демократического процесса.


Весной 2012 г. изменения в конституции Финляндии детерминировали развитие онлайн-краудсорсинга21. Согласно Закону о гражданских инициативах, когда петиция собирает 50 тыс. подписей в течение шести месяцев, она должна быть обсуждена в парламенте Финляндии. Законодательные инициативы и подписи могут быть собраны в автономном режиме или в Интернете. Выделяются два типа предложений, которые граждане могут инициировать: идеи для изменения существующего законодательства, которые затем передаются в профильное министерство, и коллективно разработанные законопроекты, которые выносятся на обсуждение в парламент. Вскоре после вступления закона в силу группа добровольных активистов настроила онлайновую платформу для сбора петиций и подписей «Открытое министерство» (www.avoinministerio.fi).

В России в 2011 г. в рамках Государственной программы РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)» также была запущена экспертная сеть по вопросам государственного управления «ГосБук» (http://www. gosbook. ru), объединяющая государственных служащих и экспертов, которые могут участвовать в обсуждении актуальных проблем современной публичной политики. По словам разработчиков портала, он обеспечивает специалистов, вовлеченных в управление важными для государства и его граждан процессами, удобным и функциональным интерактивным инструментом, который позволяет комплексно обсуждать любой вопрос в режиме реального времени. Для этого участникам проекта предлагаются такие базовые возможности:

  • объединяться в закрытые рабочие группы и сообщества по интересам;
  •  участвовать в тематических форумах и комментировать темы, вести живой диалог с коллегами и специалистами в других областях;
  • организовывать коллективную работу по разработке и обсуждению проектов документов;
  • быстро находить интересующие темы, сообщества, рабочие группы, публикации, блоги, других участников экспертной сети;
  • инициировать обсуждение различных вопросов путем размещения публикаций, создания сообществ и рабочих групп;
  • загружать, а также скачивать графические и текстовые документы в электронном формате;
  • обмениваться с другими участниками проекта личными сообщениями, файлами;
  • вести ленту публикаций (блог) и анкету для личного позиционирования в экспертной среде.

Еще одним набирающим популярность краудсорсинговым инструментом являются рынки предсказаний (прогнозов). Активами на этих рынках выступают события или значения определенных параметров в будущем (например, каким будет курс валюты завтра или когда уровень безработицы достигнет определенного уровня). Текущие рыночные цены активов колеблются от 0 до 100 реальных или условных денег и интерпретируются как прогноз вероятности, с которой наступит заявленное в активе будущее. Цены меняются в соответствии с действиями участников торгов. Допустим, если участник предполагает, что цена на нефть к конкретной дате не упадет ниже заданной отметки, он покупает акцию по текущей рыночной цене (например, 80 условных единиц), тем самым повышая рыночную цену (например, до 82 условных единиц). В случае, если к указанной дате действительно окажется, что цена нефти не упала ниже отметки, участник получает 100 условных единиц, в итоге выигрывая 20. Участник, впрочем, может передумать и продать акцию в подходящий момент (например, когда рыночная цена равна 90 условным единицам) и остаться в выигрыше в 10 единиц вне зависимости от того, какой окажется цена к указанной дате. Одним из первых рынков предсказаний стал IEM (Iowa Electronic Market), запущенный в 1988 г. университетом Айовы для прогнозирования результатов президентских выборов. В 1990-х годах рынки предсказаний начала использовать компания Hewlett-Packard для внутренних корпоративных нужд. На базе Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) в 2003 г. началась реализация проекта рынка политического анализа (Policy Analysis Market), который был ориентирован на прогнозы геополитических рисков. Пользователям были предложены ставки на показатели экономического здоровья, гражданской стабильности, военной обстановки, конфликтных и даже конкретных потенциальных событий. Однако после множества критических замечаний, связанных с тем, что данная платформа может быть использована террористами, она была закрыта.

Итак, сегодня мы наблюдаем наличие множества возможностей для сетевого политического участия. В публичной сфере возникают новые механизмы вовлечения в процессы выработки и реализации публичной политики, а развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет находить наиболее взвешенные и эффективные решения.

Темы: Политические сети
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Cетевые политические отношения как объект анализа
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Понятие электронного правительства
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Доверие, сотрудничество и сплоченность в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Этапы развития электронного правительства
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Сетевые отношения и выработка публичной политики
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Политические сети и факторы окружающей среды
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Сетевые ресурсы и социальный капитал
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Интеллектуальный капитал организации как ресурс сети
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Оставить комментарий