Краткая характеристика психологической структуры личности

Психологическая структура личности человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки), которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин «структура» (лат. structure, - строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). В этой связи выделение отдельных элементов в личности человека является условной процедурой, служащей лишь для «погружения» в более тонкие механизмы функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, возможности по саморегуляции поведения и деятельности и т.д.).

Чтобы описать личность, процессы ее становления, необходимо знать состав элементов, а также как они взаимодействуют. Когда человек становится личностью? Каковы закономерности формирования и развития личности?

На первый вопрос психологи обычно отвечают: «Очевидно, годика в три, когда ребенок в первый раз скажет: "Я сам!"». Ответ красивый, но расплывчатый, неконкретный. По второму вопросу однозначные отпеты могут быть получены лишь при едином понимании вопроса о психологической структуре личности. До сих пор договориться об этом представителям различных направлений в психологии не удалось. Обвинять каждого из них в субъективности выло бы неверно. Скорее можно сказать, что каждая из теорий личности выдвигает заслуживающую внимания, но одностороннюю гипотезу о структуре личности и ее развитии.

Ключевые слова: Личность
Материалы по теме
Волевая сфера личности
Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010.
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Психогенетические исследования темперамента и личности
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Направленность личности
...
Представления античных философов об активности личности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Саморегуляция личности
...
Модель личности по Левину
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Диспозиционный подход
...
Оставить комментарий