Психологическая структура личности человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки), которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.
Термин «структура» (лат. structure, - строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). В этой связи выделение отдельных элементов в личности человека является условной процедурой, служащей лишь для «погружения» в более тонкие механизмы функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, возможности по саморегуляции поведения и деятельности и т.д.).
Чтобы описать личность, процессы ее становления, необходимо знать состав элементов, а также как они взаимодействуют. Когда человек становится личностью? Каковы закономерности формирования и развития личности?
На первый вопрос психологи обычно отвечают: «Очевидно, годика в три, когда ребенок в первый раз скажет: "Я сам!"». Ответ красивый, но расплывчатый, неконкретный. По второму вопросу однозначные отпеты могут быть получены лишь при едином понимании вопроса о психологической структуре личности. До сих пор договориться об этом представителям различных направлений в психологии не удалось. Обвинять каждого из них в субъективности выло бы неверно. Скорее можно сказать, что каждая из теорий личности выдвигает заслуживающую внимания, но одностороннюю гипотезу о структуре личности и ее развитии.