Конструктивистский структурализм (П. Бурдье)

Вышеуказанная проблема решается в рамках альтернативной по отношению к теории структурации парадигме — конструктивистском структурализме. Конструктивистский структурализм — исследовательский подход, основывающийся на представлении о том, что социальные структуры обуславливают практики и представления агентов, а агенты производят практики и тем самым воспроизводят и преобразуют структуры. Практики — это скорее спонтанные, нежели рационально избираемые действия, реализующие привычные схемы мышления и деятельности. При помощи такой концепции практик создатель конструктивистского структурализма французский социолог Пьер Бурдье (1930-2002) стремился преодолеть односторонность объективизма, представляющего социальные отношения как независимую от индивидов реальность, и субъективизма, «не способного объяснить закономерность социального мира». В таких работах, как «Различение» (1979) и «Практический смысл» (1980), Бурдье показал, что социальные структуры «вне» индивида, данные в неодинаковом распределении материальных и символических благ, являются объективированными продуктами практик. Инкорпорированными, т. е. находящимися «внутри» индивида, продуктами практик являются диспозиции — предрасположенности к определенному восприятию событий и к определенным образцам действий.

Система устойчивых диспозиций, структурированных прошлыми практиками и структурирующих последующие, получила в теории Бурдье название «габитус» (лат. habitus — свойство, привычка). Габитус как набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик является моделью, позволяющей объяснять спонтанность, импровизационность практик не прибегая к идее рефлексирующего и свободного субъекта деятельности, и воспроизводимость, устойчивость социального порядка — не прибегая к идее объективной детерминированности деятельности. Индивиды конструируют социальные структуры, но это конструирование не является произвольным, оно предопределено теми социальными структурами, которые в процессе накопления жизненного опыта, воспитания, образования сформировали мыслительные и поведенческие установки индивидов.

Совокупность позиций, фиксирующих объективные различия, и диспозиций, определяющих субъективные оценки, образует социальное пространство — комплекс отношений, объединяющих и разделяющих агентов символически и физически. Символическое разделение — это разделение индивидов на категории, представители которых больше или меньше стремятся взаимодействовать друг с другом, больше или меньше сходны по образу жизни. Соответственно, эти категории оказываются «ближе» или «дальше» друг от друга в социальном пространстве. Символическое разделение приводит к разделению физическому, когда жизнь представителей различных общностей (этнических, религиозных, профессиональных и т. д.) концентрируется в разных регионах, районах, кварталах, зданиях и т. п.

Внутри социального пространства формируются особые сферы практик — поля, каждое из которых является автономной по отношению к другим полям ареной борьбы за ресурсы и символическое признание. Автономность обусловлена тем, что успех — занятие доминирующей позиции в данном поле (экономическом, политическом, академическом и т. п.) — зависит от обладания специфическим капиталом. Наряду с экономическим капиталом (собственность, деньги) Бурдье выделяет культурный (образование, воспитание) и социальный (происхождение, связи) капиталы.

Исторически складывающаяся конфигурация полей, т. е. их соотношение в жизнедеятельности людей, задает относительный «вес» капиталов различного вида при определении позиций и формировании диспозиций агентов в социальном пространстве. В современном обществе экономическое поле (производство, потребление, бизнес, работа) доминирует над другими полями, экономический капитал более «весом», чем культурный капитал. Доминирование экономического поля предопределяет консерватизм большинства предпринимателей и рабочих, образующих разные — доминирующую и доминируемую — фракции, но в рамках одного поля. Оппозиционность большинства интеллектуалов, образующих доминируемую фракцию внутри доминирующего слоя, определяется тем, что их большой по объему капитал является преимущественно культурным, а не экономическим. Наиболее же радикальную оппозицию в социальном пространстве современного общества образует учащаяся молодежь — школьники и студенты, которые практически не обладают экономическим капиталом, культурным капиталом обладают в малом объеме и потому оказываются группой, находящейся под двойным доминированием (рис. 3.2).


Конструктивистский структурализм, как и теория коммуникативного действия, и теория структурации, хорошо описывает и объясняет явления «на стыке» макросоциального и микросоциального уровней. Но интегративные парадигмы не устраняют дуализм в решении дилемм «действие или структура», «факты или смыслы», «объективизм или активизм». Напротив, новые парадигмы, соединяющие концепции определяющей роли действия и концепции определяющей роли структуры, лишь умножают число альтернативных подходов и способствуют закреплению в социологии ситуации мультипарадигмальности.

Ключевые слова: Общество
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Распространенность вытеснения в обществе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
«Очерк о даре» М. Мосса
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Сущность и структура гражданского общества
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Гражданское неповиновение
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Конфликт и общество
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и...
Концепции глобализации общества
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий