Концепция управленческой бюрократии

«Бюрократия» дословно переводится на русский язык как «власть стола». Этим термином обозначают, во-первых, особую систему принципов управления организацией и, во-вторых, слой управленцев, которые, применяя эти принципы, на практике их извращают.

Управление, предполагающее, что чиновники в своей деятельности следуют определенным правилам, а не личным оценкам, возникло еще в Римской империи. Его характеризуют:

  • ясно обозначенные цели;
  • большое количество правил и инструкций, не нарушая которые нельзя нормально работать;
  • предельная централизация процесса принятия решений;
  • четкое разделение труда между частями организации и отдельными людьми, изолированность их друг от друга;
  • авторитет руководителя, основанный на должности, и проч.

Все это вкупе создает благоприятную почву для произвола должностных лиц.

Развитие бюрократии обусловлено естественным процессом специализации в сфере управления и лавинообразным увеличением объема информации. В результате растет число штабных специалистов и одновременно сужается возможность контроля их деятельности. Это ведет к увеличению относительной независимости и могущества управленцев.

Западные специалисты выделяют две их категории - добросовестные и своекорыстные. Первые искренне верят в свою незаменимость, считают, что действуют во имя общего блага, хотя к интересам каждого человека в отдельности относятся безразлично; вторых волнуют только личные проблемы, ради решения которых они готовы идти на все. * •

В 1916 г. крупнейший немецкий социолог М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначив его термином «бюрократия». Ее отличительными признаками ученый считал:

  • наличие специальных управляющих, не обладающих собственностью;
  • глубокое разделение труда по функциональному принципу, т. е. по отдельным направлениям деятельности, позволяющее использовать узких специ-алистов-экспертов, четкое распределение обязанностей между ними;
  • наличие канцелярии, или «бюро» (сегодня — офиса), где собраны основные документы и откуда осуществляется процесс руководства;
  • построение органов управления по иерархическому принципу, т. е. на основе ступенчатого подчинения (лица, подчиненные одним, одновременно являются начальниками других); зависимость числа уровней управления и руководителей от общего количества подчиненных;
  • ответственность каждого менеджера перед вышестоящими как за свои действия, так и за подчиненных;
  • обязанность работников прилагать все силы на благо организации; их лояльность по отношению к ней и безусловное подчинение руководителям;
  • система официальных правил, норм, формальных процедур, определяющих права, обязанности и ответственность руководителей и сотрудников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой управления, контроля и координации деятельности;

Строгое следование общим правилам, по мнению М. Вебера, позволяет ослабить возможные отклонения при выполнении заданий, вызываемые индивидуальными различиями, личными интересами и эмоциями, и тем самым способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам, а следовательно, развитию демократических принципов управления.

  • построение внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействие между должностями, а не личностями;
  • соответствие квалификации служащих занимаемой должности, что ограждает их от произвола и увольнений;
  • подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим должностным повышением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов;

Вебер считал, что это должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников, развивать среди них корпоративный дух, отождествление себя с организацией; стимулировать их интенсивную деятельность в ее интересах. •

  • поощрение сотрудников исключительно за техническую компетентность.

Все это вместе, по мысли М. Вебера, делает поведение управленцев предсказуемым, облегчает координацию их работы и ее контроль, повышает производительность труда. Главными достоинствами бюрократии М. Вебер считал быстроту принятия решений, компетентность, минимальную конфликтность, обеспечиваемые единоначалием.

М. Вебер видел в бюрократии систему, превосходящую другие по своей четкости, стабильности, дисциплине исполнения. Он полагал, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит по сравнению с другими организациями точно так же, как машина в сравнении с немеханическими формами производства».

Поэтому он рассматривал ее как необходимый и неуничтожимый атрибут любой организации.

Таким образом, бюрократия — это специфическая форма организации труда управленцев, обеспечивающая предельно четкое и эффективное функционирование фирмы и ее подразделений на основе официально установленных норм и правил. Поэтому формальную организацию называют бюрократической.

Ключевые слова: Бюрократия, Управление
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Управление по целям
Менеджмент. Учебное пособие
Реализация политических и управленческих решений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Первые школы научного управления
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Основные этапы развития менеджмента
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Цели, функции и задачи управленческого учета
Волкова. Управленческий учет
Урегулирование конфликтов
Деркача А.А., Социальная психология
Функциональный подход в управлении персоналом
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Восточнославянская управленческая культура
...
Оставить комментарий