Концепция мировой системы

Данная концепция предложена американским ученым Й. Валлерштайном в 1967 г. Ее основная идея заключается в том, что тенденция глобализации приводит к объединению мира в единую систему. Валлерштайн проводит различие между мировыми империями и мировыми экономическими системами. Первые включали территории, объединенные военной и политической властью. Пример: Римская империя и колониальные империи капиталистических стран в XIX — XX вв. У мировой экономической системы нет центральной политической власти. Такой мировой экономической системой Баллерштайн считает современный капитализм. Отсутствие единой политической власти способствует ее развитию, поскольку транснациональные корпорации находятся вне контроля правительств отдельных государств, что дает им возможность свободно перебрасывать денежные средства через государственные границы и обходить политические запреты. Мировая экономическая система, согласно Валлерштайну, включает центральные государства и периферийные и полупериферийные регионы, которые, по сути, управляются ими.

Миросистемная парадигма позволяет избежать крайностей цивилизационного униформизма («единый мир — единые законы») и некоммуникативного плюрализму, при котором отсутствует продуктивное взаимодействие народов. В этой парадигме «мир оценивается уже не преимущественно в технико-экономическом измерении, где его многообразие теряется в пользу сугубо количественных различий, и не в социокультурном, где на первый план выступают его качественные различия, а скорее в управленческом. Оценивается в конечном счете способность современного человечества стать субъектом решения одолевающих его глобальных проблем».

Страны мирового центра (западные) и страны мировой периферии (все остальные) находятся здесь в неравном положении. Трудность стать субъектом мировой системы для развивающихся стран заключается не столько в нехватке природных ресурсов (часто они как раз имеют их в избытке), а в особенностях их современного развития. «Развивающиеся страны сегодня — это гибридные структуры, сочетающие разнородные в цивилизационйом отношении, т.е. собственные и привитые со стороны (часто насильственно), начала. Ясно поэтому, что этим обществам значительно труднее приобрести форму самоорганизующихся систем, чем западным странам, генезис которых представлял собой автономный естественно-исторический процесс».

В настоящее время в мировой экономической системе доминируют США, страны Европейского сообщества (из них особенно выделяется Германия) и Япония. После окончания «холодной войны» мир стал однополюсным, точнее, остались разрозненные точки сопротивления однополюсному империализму, которые достаточно сильны, чтобы не подчиниться Западу, но недостаточно сильны, чтобы прийти на помощь другим. Это прежде всего Китай.

Рост разнообразия при нормальном функционировании общества должен быть охвачен единством. Поэтому тенденция глобализации вполне естественна. И надо спешить занять свое место за единым столом. Как пишет американский социолог Н. Бирнбаум, «возникновение мирового рынка и мировой структуры управления как результата мирового сообщества больше не относится к области мистики. Об этом можно говорить с полной определенностью»1, В наДйчии «мировой закулисы», т.е. действующих тайно и претендующих на мировое господство организаций, нет ничего удивительного. Еще К. Маркс, почти полтора века назад создал Интернационал как международный союз рабочих. Чем не прообраз единого государства? Если в Норвегии существуют три части политической власти — правительство, корпорации и профсоюзы, которые совместно кулуарно принимают решения, — то почему этого не может быть в масштабе планеты? Это служит оправданием разговоров о «мировой закулисе» и «мировом правительстве». Существуют организации, с которыми связывают такие названия: Совет по международной политике, Бильдерберийский клуб, Трехсторонняя комиссия (основана Д. Рокфеллером в 1973 г. в период энергетического кризиса, вызванного войной Израиля с арабскими странами), включающие влиятельнейших представите^ лей промышленных, финансовых, правящих сфер Запада. Они стремятся держать в своих руках нити глобальной политики. Это переход экономического империализма в политический, дополняемый культурным. «Мировая закулиса», представленная могущественными промышленными, финансовыми и политическими кругами, готовить будущий мировой порядок. Ее задача упростилась после того, как мир стал Однополюсным, и сама ее деятельность стала более заметной.

Изучение «мировой закулисы» ждет своих исследователей. «Если нам однажды удастся выделить интересующую нас прослойку, то можно будет изучить ее деятельность во внутренней экономике, выяснить механизм, с помощью которого она втягивает другие группы элиты в империалистические предприятия, а также идеологические ресурсы, позволяющие создать — реально или «simulacrum» — консенсус». Экономическим ресурсом «мировой закулисы» являются ТНК, а идеологическим — представление о глобализации мира и общечеловеческих ценностях. Пропаганда общечеловеческих ценностей может быть способом подчинения интересов одних государств интересам других, что и видим на практике.

Источник: 
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
Темы: