Концепция культуры у И. Канта

Среди вопросов, на которые искал ответы в своих философских размышлениях Иммануил Кант (1724-1804), были и чисто культурологические: когда и как родилась культура, чем культура отличается от природы и как, благодаря чему она развивается, какова взаимосвязь между человеком и культурой, как соотносятся культура и цивилизация, что есть добро и что есть красота и т. п. Фактически Кант проследил становление проблематики культуры в истории философии, поскольку именно культура, с его точки зрения, определяет роль и место человека в мире. Приоритет этики в своем мировоззрении он выразил в категорическом императиве (категорический императив, по Канту, высший принцип нравственности), ставшем афоризмом:

«Есть две вещи в мире, которые приводят в восторг мою душу — звездное небо надо мной и нравственный закон во мне... Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем, чувственно воспринимаемом мире. Второе начинается с моего невидимого Я, с моей личности и представляет меня в мире, который поистине бесконечен.».

Круг трудов Канта, которые условно можно назвать культурологическими, довольно широк. Особенно много о культуре и ее природе Кант рассуждает в «Критике способности суждения» — трактате об эстетике и телеологии (1790). Телеология — философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Философ размышляет о рефлексирующих способностях человека воспринимать прекрасное и возвышенное. От суждений об эстетике (суждения вкуса) Кант переходит к сущности искусства (Kunst) и трактует его как «созидание через свободу».

Вопрос о свободе философ ставит как моральную проблему, и свобода для него — нравственная ценность. Подобным образом проводит он границу между культурой и цивилизацией: культура — сфера морали, а цивилизация — внешняя сторона или проявление культуры. Конкретизируя свою мысль, Кант пишет:

«Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными».

Высшее проявление и последнее слово человеческой культуры — идея «моральности», считает Кант, но признает, что культура как «моральность» реальна только в правовом государстве. Следовательно, конечная цель культуры осуществима лишь именно в такой модели общества. Канту оно представляется идеальным, ибо обеспечивает утверждение нравственного закона.

Кант придает решающее значение в культуре целеполага-нию — процессу выбора одной или нескольких целей для идейного осмысления или практического воплощения человеком своей деятельности. Философ различает «культуру умения» и «культуру воспитания». Одна ориентирована на достижение цели, другая — на выбор этой цели. Таким образом человеку дано преодолеть «деспотизм вожделений», не стать рабом вещей, определиться с истинным смыслом бытия и отделить его от ложного. Заслуги Канта в истолковании человека в контексте культуры хорошо объясняет философ В. М. Межуев:  «Главное, что характеризует человека, — это способность действовать в силу целей, которые он сам ставит перед собой, т. е. способность быть свободным существом. Подобная способность свидетельствует о наличии у человека разума, но сама по себе еще не означает, что человек правильно применяет свой разум, во всех отношениях поступает разумно. Однако в любом случае данная способность делает возможным факт культуры. О чем, согласно Канту, свидетельствует этот факт? О том, что человек не только приспосабливается к внешним обстоятельствам своей жизни (подобно всем остальным живым организмам), но приспосабливает их к себе, к своим многообразным потребностям и интересам, т. е. действует как свободное существо. В результате таких действий он и создает культуру. Отсюда знаменитое кантовское определение культуры:

«Приобретение разумным существом возможности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) — это культура».

Миссия культуры, по Канту, состоит в превращении человека из физического существа в моральное.

«В этих границах развертывается вся работы культуры: подняв человека над «грубостью» и «животностью» его природы, развив его задатки и способности (культура умения), она должна теперь привести его в согласие с родом, обуздать его эгоистический интерес, подчинить нравственному долгу, короче говоря, морально образовать его (культура воспитания».

Культурологических проблем Кант так или иначе касается в трудах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе»49. Внимание теоретическим вопросам культуры он уделяет в статьях и рецензиях. В числе последних большой интерес представляет отзыв о книге И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества». В публикациях «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Предполагаемое начало человеческой истории» Кант также предметно останавливается на своем понимании сущности культуры и закономерностях ее развития.

Ключевые слова: Кант, Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Неокантианцы о культуре
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Понятия политической и административной культуры
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Культура греко-римской цивилизации
Монина Н.П., Культурология
Составляющие культуры
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Управление организационной культурой
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Культурная экспансия
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Соборность в русской культуре
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Политическая культура и национальный характер
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий