Концепции государства

Прежде всего отметим концепцию государства как совершенной формы человеческого общежития, к представителям которой можно отнести Платона, Аристотеля, а из новейших философов И. Канта.

Проекцией божественного порядка на Земле считали государство теологи, а из философов Гегель, по словам которого государство есть божественная идея, как она существует на Земле, шествие Бога в мире. Как воплощенное право рассматривал государство русский философ B.C. Соловьев. Для Ж.-Ж. Руссо государство было способом примирения различных частных интересов и достижения общего блага; для Т. Гоббса — способом сдерживания агрессивных и эгоистических желаний людей.

В противоположность этому К. Маркс рассматривал государство вообще как форму классового господства, а современное ему государство «как комитет по управлению делами буржуазии». Близка к этому концепция государства как формы насилия, которой придерживались не только анархисты, но и Л.Н. Толстой.

«Для непробудившегося человека государственная власть — это некоторые священные учреждения, составные органы живого тела, необходимое условие жизни людей. Для пробудившегося человека — это люди очень заблудшие, приписывающие себе какое-то фантастическое значение, не имеющее никакого разумного оправдания, и посредством насилия приводящие свои желания в исполнение», — писал Толстой в работе «Закон насилия и закон любви».

Анархизм видит в обществе «объединение людей, которые в своем естественном состоянии равны между собой. Правительство и власть развращают такие объединения и ведут к угнетению и отчуждению. Анархисты видят альтернативу правительству в добровольном сотрудничестве и естественных сообществах». Либерализм видит «в обществе совокупность отдельных индивидов с набором фундаментальных прав, которые должны быть защищены. К этим правам относятся права собственности и свобода слова и объединений. Главный недостаток правительства, по мнению либераристов, заключается в том, что чем больше задач оно на себя возлагает, тем больше оно предрасположено попирать эти нрава».

Промежуточную, компромиссную позицию занимал французский философ Ж. П. Сартр. Поддерживая в целом концепцию государства как средства угнетения (государство Сартр рассматривал как маскировку насилия), он считал, что современное государство добилось некоторой автономии по отношению к правящему классу и достигло того, что угнетенные пассивно признают государство. Но и в этом случае государство, подчеркивает Сартр, нужно правящему классу.

Государство, полагает Н. Пуланзас, должно заботиться об эксплуатируемом классе в целях сохранения целостности общества.

«Государство играет роль фактора сплочения формации в целое». С этим нельзя не согласиться. Но возникает вопрос, насколько государство нужно угнетенному классу, или, если поставить вопрос иначе, существует ли все-таки нечто подобное общей воле? Токвиль считал, что общим в государстве может быть патриотизм и религия. Если, как Маркс, полагать эти ценности неважными и исчезающими, то у членов общества не остается одинаковых целей и государство утрачивает интегрирующую функцию. Тогда логично главной его функцией назвать закабаление одного класса другим, и государство становится «комитетом по управлению делами буржуазии». Если же считать, что данные ценности важны для всех жителей государства, то тогда и постольку государство будет служить интересам всех подданных. Итак, государство зависит 6т интересов населения, и наоборот. Недаром Гегель писал, что «государственное устройство определенного народа вообще зависит от характера и развитости его самосознания; в этом заключается его субъективная свобода, а следовательно, и действительность государственного устройства... Поэтому каждый народ имеет то государственное устройство, которое ему соответствует и подходит».

Из представления о том, что входит в общую волю, вытекает ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы разрушить государство — надо ослабить патриотизм его жителей и их религиозное чувство. Сплачивает население государства также опасность со стороны соседей, и если бы ее не было, то ее стоило бы выдумать, по крайней мере ее опасно преуменьшать.

Итак, государство имеет двойственную природу — защищать и эксплуатировать людей и ресурсы. Первое нужно всем жителям, второе — их части. Таким образом, у всех слоев населения есть общие государственные интересы и есть интересы разные, даже противоположные. Их баланс различен. Перекос в сторону защиты делает государство стабильным, в сторону эксплуатации — готовит кризисы и революционные ситуации.

Ключевые слова: Государство
Источник: Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
Материалы по теме
Способы государственного регулирования
Азбука валютного дилинга
Рынок государственных учреждений
Маркетинг. Учебное пособие
Государственное регулирование конкурентных отношений
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Государственная пошлина
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственные ценные бумаги
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственные займы и их классификация
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Государственный кредит и его сущность
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Функции государственного кредита
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Оставить комментарий