Компьютерная зависимость в структуре социально-психологических зависимостей

Зависимое поведение имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Наиболее распространенными являются такие объекты зависимости, как психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы. В соответствии с перечисленными объектами Е.В. Змановская выделяет следующие формы зависимого поведения:
1) химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
2) нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
3) гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
4) сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
5) религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Интересную классификацию социально-психологических зависимостей предлагает А.Ю. Акопов. Он разделяет их на три группы: положительные, смешанные и отрицательные. Положительные зависимости - это зависимости, в которых субъект любит объект зависимости, нуждается в нем, положительно к нему относится. При отрицательной зависимости субъект относится к объекту отрицательно: негативно или болезненно. В негативном варианте (например, терроризм) зависимый субъект ненавидит объект зависимости, хочет его уничтожить. В болезненном варианте отрицательной социально-психологической зависимости субъект, нуждаясь в объекте, свою неразрывную связь с ним воспринимает как болезненную, причиняющую ему невыразимые страдания, мучения, но от которой он сам себя избавить не может (любовь-ненависть, садомазохизм). При смешанных зависимостях отношение субъекта к объекту полярное: он его и любит, и ненавидит, но всегда нуждается в нем. Компьютерную зависимость А.Ю. Акопов относит к положительным информационным экранным зависимостям, указывая на то, что в информационных зависимостях, в наибольшей степени, выражен социальный фактор ее возникновения.

Классификацию информационных зависимостей, состоящую из пяти типов, относительно информационных возможностей компьютерных технологий, предлагает К. Янг:
1) киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
2) пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети;
3) навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;
4) информационная перегрузка (навязчивый шеЬ-серфинг) -бесконечный поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
5) компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки, стратегии, квесты).

Таким образом, компьютерная зависимость рассматривается исследователями как вид информационной зависимости (К. Янг), как положительная информационная экранная зависимость (А.Ю. Акопов) и как гэмблинг или игровая зависимость (Е.В. Змановская). В связи с этим М.С. Иванов делает вывод о том, что компьютерная зависимость как вид девиантного поведения может рассматриваться по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. С его точки зрения, проведение таких параллелей весьма удобно с точки зрения научного исследования игровой зависимости, так как в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимости станет возможным спроецировать весь объем знаний, накопленный в области «традиционных» видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр.

В связи с вышеизложенным, нам необходимо определиться с понятием «компьютерная зависимость». В электронном словаре «Википедия» игровая (компьютерная) зависимость определяется как форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. В психологической литературе термин «компьютерная зависимость» официально введен недавно. И определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми (М.С. Иванов). В своей работе мы принимаем определение М.С. Иванова.

С помощью компьютера можно получать любую информацию во всех сферах, можно нарисовать свой мир, управлять им (виртуальная реальность) и даже вступать с ним в интерактивную, обратную связь. Однако это может провоцировать «психопатологические расстройства из-за глубокой вовлеченности в этот симбиоз двух реальностей».

Для идентификации компьютерной зависимости нам необходимо знать ее признаки, среди которых мы выделяем признаки, характерные для всех видов зависимого поведения и специфические. Выше были описаны признаки зависимого поведения: стремление к изменению психофизического состояния; наличие аддиктивной установки, выражающейся в сверхценном эмоциональном отношении к объекту аддикции; социальная дезадаптация; особенности личности; необратимые физиологические изменения в организме человека. Проявление данных признаков, в случае компьютерной зависимости, имеет свою специфику.

В психологической литературе рассматриваются специфические признаки зависимости от компьютерных игр (А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, М.С. Иванов и др.). Нами были выделены и систематизированы сферы проявления, критерии и показатели компьютерной зависимости, которые представлены в таблице 1.

Таким образом, специфические признаки компьютерной зависимости проявляются в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и физиологической сферах.

Данные признаки легли в основу диагностики компьютерной зависимости испытуемых нашей выборки. Сочетание признаков показывает отношение подростков к компьютерным играм: 0 - 1 признак - отсутствие склонности к компьютерной зависимости; наличие от 2 до 5 признаков говорит о склонности к компьютерной зависимости; 6 и более признаков свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

Многие исследователи подчеркивают, что компьютерная зависимость имеет не только уровневый, но и динамичный характер. С этой точки зрения необходимо рассмотреть динамику развития психологической зависимости от компьютерных игр. Данная проблема обсуждается в работах Г.М. Авилова, О.Н. Арестовой, Ю.М. Евстигнеевой, М.С. Иванова, Л.И. Шакировой. Основополагающая работа принадлежит М.С. Иванову, который выделяет четыре стадии развития компьютерной зависимости, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. Возникает когда человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру и «почувствовал вкус» игры. Происходит процесс реализации неосознаваемой потребности в принятии роли, чему сопутствуют положительные эмоции от компьютерной графики, звука, самого факта имитации реальной жизни. Специфика этой стадии в том, что игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер, устойчивой потребности к игре не сформировано.
2. Стадия увлеченности. Фактором перехода человека на эту стадию зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей и серьезными изменениями в ценностносмысловой сфере личности (интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания). Зависимость может оформиться в одну из двух форм: социализированная (с поддержанием социальных контактов с социумом) и индивидуализированная (уход от социума «в себя»). Для людей с индивидуализированной формой зависимости потребность в игре находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность, то есть компьютерная игра - это своего рода наркотик.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы, невозможностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм. Это самая длительная из всех стадий -она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Стадиальный подход к исследованию компьютерной зависимости позволит определить, на какой стадии зависимости от компьютерных игр находится тот или иной подросток и, в соответствии с этим, применить профилактические мероприятия.

При характеристике компьютерной зависимости возникает вопрос о том, какие виды компьютерных игр быстрее вызывают зависимость. Специфика компьютерных игр обсуждается в работах О.Н. Арестовой, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Д. Гроссман, О.К. Тихомирова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева, С.А. Шапки-на, К. Янг и др. Практически все исследователи указывают на основное отличие компьютерной игры от других игр, заключающееся в том, что игровой процесс происходит при техническом обеспечении электронными вычислительными машинами.

Для того чтобы глубже разобраться с проблемой влияния компьютерных игр на психическое состояние человека, необходимо рассмотреть классификации компьютерных игр. При этом мы опирались на работы таких исследователей, как М.С. Иванов, Ю.М. Евстигнеева, А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин и др. В истории исследования компьютерных игр предлагалось несколько оснований для деления их на группы: по целям (образовательные и развлекательные); по содержанию отображаемой области действительности; по жанру (игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам, а в уникальных случаях - открывать новый или быть вне всяких жанров); по количеству игроков и способу их взаимодействия (однопользовательские или многопользовательские).

В 1988 году А.Г. Шмелев один из первых разработал классификацию компьютерных игр, которая основана на характеристике психических функций, включенных в процесс игры. Эта классификация была составлена в конце 80-х гг., и, к сожалению, в нее не входят многие популярные в наше время мультимедийные игры.

Необходимо отметить, что утвержденного и опубликованного списка игровых жанров на сегодняшний день не существует, приведенный перечень представляет собой один из наиболее популярных вариантов. Представленная классификация характеризуется смешением нескольких оснований, поэтому конкретная игра, как правило, классифицируется отнесением сразу к нескольким жанрам.

На сегодняшний день в психологии недостаточно разработан вопрос о классификациях компьютерных игр, однако, нам представляется наиболее обоснованной классификация М.С. Иванова. Проанализировав различные параметры, по которым можно охарактеризовать компьютерную игру, М.С. Иванов пришел к выводу о том, что оптимальным критерием для такого разделения является ролевой характер игры. Другими словами, все игры, в которых присутствует факт принятия играющим роли компьютерного персонажа, относятся к классу ролевых игр, все остальные игры -к классу не ролевых компьютерных игр. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.

В психологическом смысле под ролевыми компьютерными играми понимаются игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Здесь очень важно различать понимание ролевой компьютерной игры в жанровой классификации компьютерных игр и понимание в необходимом нам психологическом смысле.

Не ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и/или набирания очков.

М.С. Иванов указывает, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, в отличие от не ролевых компьютерных игр или любых видов компьютерной деятельности.

М.С. Ивановым выделены критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:
1) ролевая игра должна располагать играющего к «вхождению» в роль компьютерного персонажа и «атмосферу» игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей;
2) ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте - накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т. д., то есть этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

Таким образом, психологическая классификация компьютерных игр по М.С. Иванову выглядит следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры:
1) игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя;
2) игры с видом извне на «своего» компьютерного героя;
3) руководительские игры.
II. Не ролевые компьютерные игры:
1) аркады;
2) головоломки;
3) игры на быстроту реакции;
4) традиционно азартные игры.

М.С. Иванов не отрицает возможности формирования психологической зависимости от не ролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером, как программирование или работа в Интернете. Не исключена также возможность того, что этого рода зависимость может быть не менее сильна, чем зависимость от ролевых компьютерных игр. Однако он делает предположение о том, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

Итак, мы рассмотрели классификации компьютерных игр, специфику ролевых компьютерных игр и пришли к выводу о том, что ролевые компьютерные игры быстрее вызывают компьютерную зависимость в отличие от не ролевых.

В психологии существует два противоположных подхода по поводу воздействия компьютерных игр на личность человека: свидетельствующие в пользу позитивного влияния и, соответственно, свидетельствующие о ее негативном влиянии. Е.Е. Лысенко, О.К. Тихомиров, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров подчеркивают, что у интересующихся компьютерными играми детей несколько лучше развиты внимание, мыслительные операции, процессы принятия решения, нежели у детей, не интересующихся компьютерными играми. Это соответствует и самоощущению самих игроков, многие из которых отмечают, что компьютерные игры способствуют снятию стресса, концентрации внимания, развитию логического мышления, улучшению скорости реакции. Компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве, умений конкурировать и сотрудничать; игра помещает игрока в новую ситуацию, которая способствует развитию творческой активности. Компьютерные игры способствуют развитию навыков управления транспортом, ориентации в пространстве, работе с техническими устройствами.

Несмотря на все плюсы компьютерных игр, психологи утверждают, что компьютерная зависимость проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость (курение, наркомания, алкоголизм и т. д.) и оказывает негативное влияние на все сферы жизнедеятельности человека - когнитивную, эмоциональную, поведенческую и физиологическую. Подробно негативное влияние компьютерной зависимости на подростка описано ниже.

Итак, компьютерная зависимость выделяется как самостоятельная форма зависимого поведения, проявляющаяся в чрезмерном времяпрепровождении за компьютером и позволяющая удовлетворять потребность в удовольствии или адаптироваться к ситуациям. Одной из форм времяпрепровождения за компьютером является увлечение компьютерными играми, которое приводит к возникновению игровой зависимости, получившей название гэмблинг. Игровая зависимость в настоящее время получила довольно широкое распространение среди как взрослых, так и детей, особенно среди подростков.

Из вышесказанного следует, что компьютерную зависимость исследователи относят к виду девиантного поведения, имеющую аутодеструктивный характер; к положительной информационной экранной зависимости. В качестве критериев компьютерной зависимости мы выделили: отношение к себе; проявление интереса подростка к компьютеру; эмоциональные психические состояния; количество времени, проводимое за компьютером; отношение к психостимуляторам; сила вовлеченности в компьютерную игру; способность планирования окончания сеанса игры; физиологическое состояние в случае невозможности удовлетворить потребность в компьютерной игре.

Источник: 
Гагай, В.В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.