Компетентности детей

Способности и достижения детей также оказывают сильное влияние на их жизнь. Реакции детей на различные стрессогенные воздействия, определяются детской интеллектуальной компетентностью и способностью к адаптации. Ребенок, который знает, что надо предпринять в той или иной экстремальной ситуации, который сможет преодолеть стресс и найти выход из положения, несмотря на ограниченность собственных возможностей, с меньшей вероятностью сдастся перед лицом тех трудностей, которые он будет испытывать.

Способность к адаптации важна потому, что изменение обстоятельств будет менее стрессогенным для ребенка, который умеет приспосабливаться к новому. Так и для многих пожилых людей изменения привычного хода вещей — большая неприятность, ибо в старости привычки «костенеют» и люди утрачивают навыки изменения поведения в соответствии с новыми условиями. Так и для ребенка, лишенного гибкости и компетентности, перемены будут источником стресса. В школе более выгодно положение того ребенка, который учится хорошо, потому что учеба для него в меньшей степени носит характер состязания, его жизнь состоит из серии удач, а не поражений и, кроме того, учителя больше симпатизируют ему. Отстающий ребенок находится в невыгодном положении вследствие действия обратных причин.

Во многих исследованиях было показано, что среди детей, с трудом обучающихся чтению, частота нарушений поведения особенно велика. Вероятно, существует несколько причин, лежащих в основе такой корреляции, одна из них заключается в том, что плохая успеваемость приводит ребенка к разочарованию, он становится недоволен школой, решает, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на эту болезненную ситуацию.

Спортивные навыки ребенка важны в связи с той радостью, которую приносит успех в любой деятельности, а также в связи с тем, что спортивные достижения способствуют росту популярности среди других детей.

Навыки общения, вероятно, являются наиболее существенными из всех, потому что общение с другими людьми — это важный источник и знаний, и удовольствий. Отчасти такие навыки определяются особенностями темперамента (например, одни дети естественно являются более открытыми, чем другие), отчасти же такие навыки основаны на опыте, приобретаемом в ходе обучения.

Темы: Компетентность, Дети
Источник: Раттер М., Помощь трудным детям
Материалы по теме
Особенности психики и поведения в раннем возрасте
Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Методы детской психологии
Урунтаева Г.А., Детская психология
Зависть между детьми в семье
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Детская психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Депрессия у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Проблемы детского возраста: злость и слезы
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Компоненты коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Травматическая ситуация и психическая травма у детей
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий