Способности и достижения детей также оказывают сильное влияние на их жизнь. Реакции детей на различные стрессогенные воздействия, определяются детской интеллектуальной компетентностью и способностью к адаптации. Ребенок, который знает, что надо предпринять в той или иной экстремальной ситуации, который сможет преодолеть стресс и найти выход из положения, несмотря на ограниченность собственных возможностей, с меньшей вероятностью сдастся перед лицом тех трудностей, которые он будет испытывать.
Способность к адаптации важна потому, что изменение обстоятельств будет менее стрессогенным для ребенка, который умеет приспосабливаться к новому. Так и для многих пожилых людей изменения привычного хода вещей — большая неприятность, ибо в старости привычки «костенеют» и люди утрачивают навыки изменения поведения в соответствии с новыми условиями. Так и для ребенка, лишенного гибкости и компетентности, перемены будут источником стресса. В школе более выгодно положение того ребенка, который учится хорошо, потому что учеба для него в меньшей степени носит характер состязания, его жизнь состоит из серии удач, а не поражений и, кроме того, учителя больше симпатизируют ему. Отстающий ребенок находится в невыгодном положении вследствие действия обратных причин.
Во многих исследованиях было показано, что среди детей, с трудом обучающихся чтению, частота нарушений поведения особенно велика. Вероятно, существует несколько причин, лежащих в основе такой корреляции, одна из них заключается в том, что плохая успеваемость приводит ребенка к разочарованию, он становится недоволен школой, решает, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на эту болезненную ситуацию.
Спортивные навыки ребенка важны в связи с той радостью, которую приносит успех в любой деятельности, а также в связи с тем, что спортивные достижения способствуют росту популярности среди других детей.
Навыки общения, вероятно, являются наиболее существенными из всех, потому что общение с другими людьми — это важный источник и знаний, и удовольствий. Отчасти такие навыки определяются особенностями темперамента (например, одни дети естественно являются более открытыми, чем другие), отчасти же такие навыки основаны на опыте, приобретаемом в ходе обучения.