Коммуникативная активность

Предметом устойчивого внимания выступает коммуникативная активность. Коммуникативная активность человека в окружающем его многомерном пространстве изучается на разном уровне и в разных формах ее проявления. Особый интерес она вызывает в связи с развитием информационных систем, включая Интернет, втягивающих человека в новые формы связей, ситуации диалога.

Значительный опыт накоплен в этой сфере в плане изучения общения людей. Результатом общения как особой формы активности, по выражению Б.Ф. Ломова, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми». Эта форма активности и ее динамика определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных и производственных отношений, ролью в той или иной общности людей, сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными, правовыми нормами и т.д.

Коммуникативная активность, непосредственная или косвенная (опосредованная), прежде всего через письменность и другие средства массовой коммуникации создает человеку условия для его социального, культурного, физического функционирования. Благодаря коммуникации человек осваивает опыт прошлого, существует в реальном социально-культурном пространстве настоящего, планирует будущее.

Коммуникативная активность проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и т.п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения, взаимодействия становится важной задачей психологического исследования коммуникативной активности личности.

Так Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций общения:
- информационно-коммуникативную — охватывает процессы передачи и приема информации и связана с психологическим механизмом, определяющим активность субъектов, участвующих в этих процессах;
- рефляционно-коммуникативную - проявляется во взаимной регуляции и коррекции поведения субъектов, участвующих в общении К процессах общения индивид может воздействовать на мотив, и на программу принятия решения, на выполнение отдельных действий, определяющих активность партнера. Регуляционно-коммуникативная функция общения приводит к активности субъекта, возникает на основе подражания, внушения, убеждения;
- аффективно-коммуникативная функция общения - относится к эмоциональной сфере человека. В процессе общения людей изменяется их эмоциональное состояние, которое существенно влияет на уровень и направленность их активности.

Источник: 
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.