Комическое: cатира, ирония и юмор

А. Общая характеристика. - Комическое (от греч. «комикос» - веселый, смешной, от «комос» - веселая ватага ряженых на сельскохозяйственном празднике Диониса в Древней Греции) - смешное. Противоположными качествами считаются трагическое (Аристотель, Шеллинг), возвышенное или трогательное. Но бывают также трагикомические явления.

Практически комический эффект получается в том случае, когда, как говорил еще Кант, нечто важное разрешается в «ничто»; когда обнаруживается несоответствие между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом. Однако существуют также комическое несоответствие, комические оправдывания, ожидания и т. п.

При таком разнообразий проявлений комического довольно трудно определить его общую сущность, то, что является общим для всех его проявлений. Мы полагаем, что надо найти общие внутренние психо-логические структуры комического, и тогда все его частные проявления найдут свое естественное объяснение.

Для этого возьмем простой пример: человек низкого роста пытается выглядеть рослым. Это означает, что одна форма (х) пытается перейти в свою противоположность, т. е. х= не-х. Но ведь это такая формула, в которой нарушен логический закон тождества.

Однажды автору этих строк один из его знакомых в присутствии нескольких лиц очень серьезно сказал: «У тебя неплохой рост, ты почти одного со мной роста». Это было комично и все заулыбались, кроме говорящего: реально он на 3-4 см. ниже меня ростом и это явно видно. Это означает, что человек невольно ведет себя комично, поскольку осуществляет психологическую самозащиту. Мотив - защитный. а средство - психо-логика комического. В данном случае перед нами фактически двойная комичность, поскольку человек не осознает, что ведет себя комично. Если бы он сказал эти слова в порядке шутки, то дело ограничилось бы только первичным и осознанным комическим эффектом.

Б. Обобщенный пример: «Храбрый Назар». - Обобщенным примером оправдывания ожидания является получение известия о том, что «Назар стал царем». Это сказка о безграмотном, ленивом и трусливом крестьянине Назаре, который по воле обстоятельств получает прозвище «храбрый», а затем становится царем. Комический эффект в таких произведениях получается из-за того, что одно явление (плебей) превращается в свою противоположность (царь); одновременно это парадокс («Так не должно было быть, но есть»), а многие парадоксы вызывают комический эффект. Вот какова психо-логика подобного парадокса:

«Н не может стать Х»;

«Однако Н стал Х».

Когда происходят такие сложные события, люди смеются. Комическое всегда смешно, хотя и неодинаково. Эти синкретический смех, включающий целый ряд видов комического. Считается, что в процессе развития культуры народа из синкретического (или смешанного) смеха выделяются частные виды комического - сатира, ирония и юмор. Мы рассмотрим эти виды комического чуть позже и поподробнее.

Сатира, ирония и юмор

О видах и критериях классификации видов комического в специальной литературе идут дискуссии. Это очень сложная проблема. Здесь не место вдаваться в эти дискуссии, хотя новейшая психология могла бы сказать свое веское слово по поводу критериев классификации и механизмов комического. Наша задача - выяснить, в какой мере рационализация (отчасти и другие защитные механизмы) играют роль в создании комического. Поэтому мы вкратце опишем самые существенные черты названных трех видов комического - сатиры, иронии и юмора, после чего перейдем к роли рационализации в их образовании.

A.    Сарказм и сатира. - Сарказм, т. е. злая, язвительная ирония - это тот вид комического (тот его полюс), при котором субъект издевается над объектом, стремясь психологически уничтожить его. Художественным выражением сарказма является сатира (в виде сатирических произведений), тогда как юмору соответствует шутка. Сатира - активная форма комического. С ее помощью борются со злом.

Средствами или приемами сатиры являются сарказм (злая ирония), насмешка, острота, деформация объекта и его окарикатуривание, гипербола и гротеск. Разные люди, в том числе авторы сатирических произведений, пользуются различными сочетаниями этих средств. Используются также более тонкие средства - намек, метафора, символизация и другие: последние появились в исторически поздние времена и указывают на то, что сатира развивается и принимает более тонкие формы. Это, по-видимому, обусловлено общим прогрессивным развитием познавательных способностей людей.

Сатирик не просто привлекает внимание к комическому. Сатира не предназначена просто для развлечения. Сатирик активно старается создать у читателя или зрителя определенную установку к объекту, который является предметом его внимания, он стремится, чтобы люди активно действовали. Сатирик стремится создать у людей убеждения и тем самым изменить их поведение. Создание такой установки, с познавательной точки зрения, означает создание сатирического взгляда на вещи. Сатирики - это моралисты и стремятся вызвать гнев у своих слушателей или читателей.

В сатире осмеянию подвергаются вредные явления. Сатирический (саркастический) смех, как выражение сатирической установки и использования его приемов (сарказма, иронии и т. д.) - это смех обличительный, обнажающий недостатки, активный и целенаправленный. Сатирику несвойственна нетерпимость, в то время как юморист отличается терпимостью (толерантностью) к объекту своего комического отношения. Саркастической может быть также улыбка человека.

Б. Ирония. - Ирония (от греч. «эйронеа» - притворство) - в эстетике и философии процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. Считается, что ирония отражает парадоксы развития, определенные аспекты диалектики становления.

В общественной жизни ирония выступает в виде издевательства или насмешки. В Древней Греции она стала риторическим приемом, а именно: говорить нечто, делая вид, что не говорите этого, т. е. называть вещи противоположными именами». (Например: «Да, ты очень храбрый человек», - говорят трусливому человеку иронически). Иначе говоря, психо-логика иронии такова: «Я скажу тебе х, но ты понимай не-х».

B.    Юмор. - Слово «юмор» - от англ. humour - причуда, нрав, настроение; от лат. humor - влага, жидкость. - В научной литературе определяется как «особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьезное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном». (Философский энциклопедический словарь, с. 814). Отмечается также, что в отличие от иронии и остроумия, которые по своей природе интеллектуальны, юмор относится не только к сфере сознания, но и ко всему психическому строю, выступает как свойство характера личности.

Интересные мысли о природе юмора высказал еще Отто Вейнингер. Он опирался на А. Шопенгауэра, Жан Поля и других исследователей. Для многих, считал он, юмор является тонкой формой выражения сострадания к другим и к самому себе. С помощью юмора обеспечивают сохранение дистанции между собой и другими. «Самой существенной стороной юмора, на мой взгляд, является преувеличенное подчеркивание эмпирического, которое таким образом яснее выставляет всю незначительность последнего. Строго говоря, все, что реализовано, смешно. На этом и базируется юмор, являясь, таким образом, противоэмоцией эротики». В этом смысле Шекспира и Бетховена Вейнингер считает противоположностями. Юмор, согласно Вейнингеру, сосредоточивает внимание на ограниченном, выдвигает его на передний план, выставляет его напоказ, рассматривает его со всех сторон. Юморист понимает смысл мелких фактов и поэтому не проявляет склонности к путешествиям. Он с любовью углубляется во все мелкое, но для того, чтобы показать его несоответствие истинной сущности вещей.

«Остроумие раскрывает противоречие внутри самого явления; юмор же наносит явлению более решительный удар, представляя его как нечто целое, замкнутое в самом себе. Оба обнаруживают все, что только возможно, и этим они компрометируют мир опыта основательнейшим образом. Трагедия, наоборот, показывает то, что навеки остается невозможным; таким образом, комедия и трагедия, каждая по своему, отрицают эмпирию, хотя они обе противоположны друг другу».

Проблему юмора и сатиры Вейнингер обсуждает в связи с проблемами психологии полов и еврейства. Он пишет: «Юмор по характеру своему терпим, так как он знает более высокие ценности, чем все конкретные вещи, но он лукаво умалчивает о них. Сатира, как противоположность юмора, по природе своей нетерпима, а потому она больше соответствует истинной природе еврея, а также и женщины. Евреи и женщины лишены юмора, но склонны к издевательству». (Интересно, что бы сказал этот «мудрец», если бы видел современных блестящих евреев-юмористов).

Юмор играет положительную социальную роль, облегчает жизнь, освобождает человека от мыслей о мелочах, сплачивает коллективы. Поэтому юморист - всегда желанный человек в обществе. Сатириков же не терпят.

Из сказанного Вейнингером самое верное касается евреек. Некоторые из них, с которыми нам довелось встречаться и даже работать в одном коллективе, имели почти патологическую склонность издеваться над людьми. Работа в г. Николаев, ямы встречались с некоторым евреями такого же типа. Так что, по всей вероятности, можно говорить о существовании этнического подтипа евреев. «Эротика еврея сентиментальна, его юмор - сатира; но всякий сатирик сентиментален, как каждый юморист - эротик наизнанку... Но им обеим присуща та усмешка, которая так характеризует еврейское лицо: не блаженная, не страдальческая, не гордая, не искаженная усмешка, а то неопределенное выражение лица (физиономический коррелят внутренней многозначности), которое говорит о бесконечной готовности с его стороны ан все соглашаться».

Здесь важно не столько то, что говорил Вейнингер о евреях, сколько постановка вопроса об этнических различиях различных форм комического и их связи с этническим характером. Эти проблемы необходимо исследовать.

Г. Различие между иронией и юмором. - Считается, что ирония и юмор противоположны «по правилам игры», «по характеру личины». (Отсюда можно догадаться, что различны их ядерные психо-логические структуры).

В иронии смешное скрывается под маской серьезности, но человек одновременно выражает насмешливое (т. е. отрицательное) отношение к предмету иронии.

В юморе серьезное преподносится под маской смешного. (Здесь отношение положительное, «смеющееся»). Как отношение к жизни юмор серьезнее и глубже. Здесь за маской ничтожного скрывается великое, за безумием - мудрость, за смешным - грустное.

В сатире предметом (объектом) являются пороки людей, а отношение человека (субъекта комического) является отрицающим, изобличающим. По-существу можно сказать, что ирония является более слабым вариантом сатиры и лежит между сатирой и юмором.

Остроумие

Остроумие - это психический процесс, который основывается на сравнении и представляет собой сближение далеких и более или менее отвлеченных понятий. Результатом такого психического процесса является острота - разновидность комического. Кроме того, мы называем человека остроумным, когда он удачно создает остроты. По нашему мнению, остроумие -комплексное качество, включающее как черты характера, так и познавательных способностей.

Остроты - это «играющие суждения», которые создают комический эффект. Последний в некоторых случаях может служить в качестве аргумента процесса доказательства.

Приемы (способы) создания комического

От описанных выше форм комического (сатиры, иронии и юмора) следует отличить способы или приемы комического. Это те мыслительные операции, которые сознательно или подсознательно используются людьми для создания комического или для восприятия комического в повседневной жизни или в культуре (художественной литературе, в искусстве и т. д.). Уже сейчас можно сказать, что когда мы говорим о роли защитных механизмов, в частности - рационализации), в процессе создания комического, то имеем в виду, что они могут выступить в роли приемов или способов создания комического: именно приемов (способов, механизмов, а не видов комического. Каждый вид комического (сатира, ирония и юмор) в каждом конкретном случае - это результат использования целого ряда психических механизмов, среди которых могут быть также защитные механизмы - рационализация, атрибуция и другие.

Знакомство с литературой о комическом (комическое традиционно является предметом исследования в эстетике) убедило нас в том, что до сих пор в этой важной пограничной области научных исследований современная психология применяется совершенно недостаточно. А между тем каждый случай создания или восприятия комического - это сложный психический процесс, требующий в первую очередь специального психологического исследования.

Полезно знать, какие приемы комического обнаружены в предыдущих исследованиях. А обнаружены:

  • целый ряд разновидностей преувеличения;
  • пародирование (подражание оригиналу с одновременным преувеличением его характерных черт, с гиперболизацией);
  • гротеск (такое преувеличение и окарикатуривание, которые выходят за рамки правдоподобных и переходят в фантастику);
  • травестировка (уничижение, денигерация и вульгаризация явлений, которые являются предметом уважения и даже почитания;
  • так поступил Рабле с религиозной атрибутикой - мессами, проповедями, молитвами и т. п.);
  • преуменьшающее окарикатурирование (намеренное упрощение, подчеркивание вторичности и незначительности мотивов при одновременном пренебрежении существенными) и др.

Задачей психологии является:

  1. выяснить, есть ли в составе этих приемов специальные защитные механизмы?
  2. существуют ли такие защитные психологические механизмы, которые играют определенную роль в процессе создания комического, но до сих пор неизвестны исследователям?
Ключевые слова: юмор
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Юмор и бессознательное по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий