Когнитивная психотерапия: характеристика, виды

Общая характеристика. В понятие когнитивного направления можно включить методы, апеллирующие преимущественно к системе логического мышления субъекта, к его рациональному мировосприятию и миропониманию, в которых работа психотерапевта направлена на логическое осмысление проблемы. Сюда справедливо отнести когнитивный метод А. Бека, логотерапию В. Франкла, клиент-центрованную терапию К. Роджерса, трансактный анализ (ТА) Э. Берна, гуманистические методы А. Маслоу, У. Шутца и др.

Когнитивный метод (А. Бек).

А. Бек построил свою психотерапевтическую работу на выявлении и анализе таких феноменов, как неадаптивные мысли, автоматические мысли, искажение суждений.

Термин «автоматические мысли» подразумевает устаревшие стереотипы мышления. Это мысли безусловного реагирования, они не подвергаются пересмотру в соответствии с изменяемой обстановкой. Их можно рассматривать в качестве атрибута шаблонных ролей поведения (масок, субличностей, см. ниже). Искажения суждений имеют разную форму. Например, совершенно безосновательное заключение о чем-либо (чаще всего по механизму интроекции). Это может быть преувеличение или избирательное абстрагирование, при котором из детали выводится «глобальное» заключение. Например, сосед, занятый своими мыслями, рассеянно поздоровался со мной; вывод — он меня глубоко презирает и ненавидит меня. Задача психотерапевта в когнитивном методе сводится к выявлению логических несоответствий и демонстрации этих несоответствий субъекту в доступной для его понимания форме.

Логотерапия (В. Франкл).

В. Франкл рассматривал проблемы человека сквозь призму стремления субъекта к поиску и реализации личностного смысла жизни. Естественно, это требует от самого психотерапевта глубокого проникновения в разные философские системы, что встречается нечасто. Внимание психолога направлено на выяснение вопроса: заблокирована или нет реализация личностного смысла? Задача — оказать помощь в поисках клиента найти себя и свое место в этой жизни. Таким образом, волей-неволей приходится вести разговор о ценностях.

В. Франкл отдавал приоритет ценностям творчества, свободы личности в принятии решений и ответственности за них. Из ценностей переживаний на первом плане рассматривается любовь во всех ее проявлениях, ведь именно любовь придает смысл любому существованию, в том числе и страданию. Здесь уместно процитировать удивительно точную и емкую формулировку любви, сделанную ярчайшим представителем неофрейдизма (гуманистической психологии) Эрихом Фроммом: «Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, — любовь. Любовь — это объединение с кем-либо или чем-либо вне себя самого при условии сохранения обособленности и целостности собственного «я».

Перед клиентом ставится задача: искать, увидеть (найти) и понять смысл в любой ситуации. Отдавая должное теоретической концепции логотерапии, следует все же помнить и об альтернативах. Ведь иногда понимание жизни стоит свести к простому тезису: «Жить, чтобы жить, приобретая опыт».

Клиент-центрованная терапия (К. Роджерс).

В подходе К. Роджерса подчеркивается важность работы над эмпатией и конгруэнтностью (соответствием опыта и его осознания). Трактовка эмпатии расширена. По К. Роджерсу, это позиция сочувственного, безусловного принятия другого человека таким, какой тот есть, с выраженной готовностью откликнуться на его актуальное состояние. Понятие конгруэнтности, в принципе, полностью идентично ранее рассмотренному гештальту (целостному образу). В последующем К. Роджерс начал уделять большее внимание межличностным отношениям в социуме и предложил понятие так называемых энкаутер-групп (группы встреч), в которых появляется новый фактор: воздействие группы на личность и личности — на группу. Стоит заметить, что подобные группы обрели популярность там, где в обществе ощущается недостаток эмоционально теплого и близкого общения. На встречах участники восполняют недостаток социального признания, в терминологии трансактного анализа (см. ниже) получают эмоциональные «поглаживания».

Психотерапия К. Хорни.

К. Хорни уделила особое внимание нарушениям межличностных отношений. Истоки их возникновения она усматривала в проблемах детского возраста. Ею выделено три принципиально разных стратегии поведения ребенка во враждебном окружении:

  • поиск помощи (движение к людям);
  • агрессия (движение против людей);
  • избегание общения (уход в себя).

Этим стратегиям соответствуют три типа поведенческих реакций: беспомощность, агрессивность, отчужденность.

В соответствии с психодинамическими (психоаналитическими) концепциями проблемы детского возраста трансформируются в проблемы взрослой личности, трактуясь различного вида неврозами. Полезно рассматривать невротическую личность не только (и не столько) в медицинском ракурсе, сколько сквозь призму ее социальной адаптации и психологических феноменов. Причину многих внутренних конфликтов можно увидеть в несоответствии интроективных ценностей требованиям суровой реальности.

К. Хорни описывает поведение невротика в трех срезах:

  • завышенных и нереалистичных притязаний;
  • долженствований в форме чрезмерных требований соответствия какой-либо норме и себе;
  • защитных механизмов, известных из психоанализа.

Одна из возможных форм невротического поведения образно точно названа «тиранией долга». Подсознательные механизмы защиты К. Хорни дополнила осознанной защитой в форме самоизоляции, жесткого самоконтроля и цинизма как способов защиты от моральных ценностей.

К. Хорни представила перечень основных симптомов, сигнализирующих о внутренних проблемах (неврозе):
непоследовательность и нерешительность поведения;

  • подчеркнутая безнадежность;
  • боязнь перемен;
  • постоянное настаивание на собственной правоте (как защита от внутренних конфликтов);
  • стыдливость и робость;
  • мстительность или садизм в поведении;
  • значительная усталость (в результате растрат энергии на внутренние конфликты).

Трансактный анализ (Э. Берн).

Термин «трансактный анализ», далее ТА, являет собою пример крайне неудачного перевода, слепой «кальки» с английского оригинала. В понятном смысле — это анализ взаимоотношений, взаимодействий между людьми. ТА был предложен Э. Берном. Он возник и развивался как техника проведения групповой терапии. Фактически в ТА выстроена оригинальная, хотя и в чем-то спорная модель вариантов межличностных отношений и скрытых мотивов, лежащих в основе поведения индивидов. Достоинство ТА — в простоте и наглядности.

Теория ТА в популярной форме раскрывает внешнюю сторону того, что было описано теорией психоанализа. Показано, что когда человек о чем-то говорит, в своем высказывании он может подразумевать нечто совсем иное. Его истинное понимание скрыто или замаскировано от окружающих. Такой подход хорошо согласуется с моделями интроекции, формирования подсознательных комплексов и образования защитных механизмов «эго» (феномен рационализации и т.п.). Данная идея в последующем была хорошо разработана в рамках теории NLP.

Э. Берн тонко подметил, что в основе каждого конкретного поведения таится некий стереотип, и многие линии поведения укладываются в четкие схемы, образно названные «сценариями». Действуя по накатанным «сценариям», люди уподобляются детям, играющим в одни и те же игры. Например, широко распространена «игра в поиск виновного» (Э. Берн) — сценарий поведения, когда в других людях или вещах ищут виновников проблем. На самом деле наши проблемы и состояния являются производными нашего опыта, мы сами создаем их и мы одни ответственны за них.

Психотерапия А. Маслоу.

Представитель гуманистического направления американский психолог Абрахам Маслоу обратил внимание на такие понятия, как личностный рост и развитие. В основе его учения лежит теория самоактуализации (саморазвития), предполагающая изначально детерминированную потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.

При анализе психологических портретов выдающихся современников А. Маслоу определил некие общие черты, выделяющие их из общей массы населения, в частности:

  • более спонтанное, естественное и позитивное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;
  • постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и событий, демократичность мировосприятия, готовность к объективной коррекции своих взглядов и мнения; неагрессивное чувство юмора;
  • самодостаточность, автономия, независимость основных черт характера и поведения от влияния культуры и среды; здоровая потребность в периодическом уединении;
  • сконцентрированность на задаче, деятельности, внешнем объекте в отличие от «зацикленности» на своей персоне;
  • мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений.

Саморазвитие (самоактуализация) как принцип личностного роста имеет следующие характеристики:

  • полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему или деятельность;
  • реализация своих потенциальных творческих возможностей на практике, а не только в мечтах и планах;
  • развитие в себе способностей принимать правильное решение не только на основании объективного анализа, но и с помощью интуиции; при этом в так называемых «пиках переживания» наступает прорыв в состояние ясного осознания себя и окружающей действительности, когда отчетливо понимаешь пути точных решений;
  • мужество каждого жизненного выбора, принятие риска негативных последствий своих действий;
  • честность перед собой и другими; принятие ответственности за свои решения и действия, а не перекладывание ее на других людей и обстоятельства;
  • способность критически оценить себя и свои проблемы, разобраться в собственном самообмане и психологической защите.

А. Маслоу обратил внимание, что большинство людей, нуждающихся в психокоррекции, в той или иной степени страдают из-за недостатка любви, уважения и реального (а не показного) самоуважения. Выход из невротического состояния он видит в старой как мир рекомендации самосовершенствовании клиента, его работе над собой. Задача психотерапевта — помочь индивиду осознать свои истинные потенциальные способности, поверить в возможность их успешной практической реализации, начать работать над собой, получить успешный конечный результат. На этом пути клиенту следует осознать и разобраться в иерархии своих потребностей и мотивов поведения, а также недостающих ему ценностей (депривационных ценностей, возникающих от дефицита чего-либо). При этом психолог должен выступать в роли не столько руководителя, сколько равного партнера, мудрого друга, который максимально придерживается даосского принципа невмешательства, постепенно передавая все больше инициативы и ответственности самому клиенту. Фактически речь идет о недирективной (не приказательной) форме терапии, при которой врач сохраняет позицию невмешательства, лишь иногда повторяя сказанное самим пациентом. Считается, что пациент, проговаривая вслух свои проблемы, способен сам лучше в них разобраться. Однако на практике в случаях подлинных неврозов и запутанности человека в своих проблемах ценность такого подхода сомнительна.

Затрагивая вопросы мотивов и мотивации, следует заметить следующее: практически важно различать истинные и ложные мотивы. Последние обусловлены искажением мировосприятия и мировоззрения. Огромное множество мотиваций (и наиболее тонких обманных ходов мышления и поведения) построено на одном мотиве, жизненно важном для подавляющего числа людей — потребности в социальном (или межличностном) признании. Признание, в свою очередь, представляет собой неудовлетворенную потребность в любви в широком смысле этого слова.

Психотерапия У. Шутца.

У. Шутц поставил во главу угла всего психотерапевтического процесса принцип искренности и правдивости: «правда, и только правда». Сокрытием правды выступает насилие. Препятствуют правде страхи. Человечество установило целую систему оправдания лжи: такт, дипломатия, «ложь во спасение», «бизнес есть бизнес», «нельзя ранить чувства другого» и т.п. Наиболее глубокий уровень лжи — самообман. Психотерапевт должен нацелить пациента на преодоление всего одного страха — страха не суметь сделать нужный выбор, принять ответственное решение и справиться с ситуацией. По этому поводу Т. Рузвельт любил повторять: «Единственно, чего надо бояться по-настоящему, это самого страха». Пациенту следует почаще задаваться вопросом: «На что я закрываю глаза? Чего не осознаю?»

Вообще говоря, проблема искренности была поднята раньше. В психологии широко распространено понятие аутентичности, введенное философом М. Хайдеггером. Аутентичность (от лат. authenticus — подлинность) — подразумевает внутреннюю искренность (наедине с самим собой), полную свободу от самоманипулирования. Видный психиатр К. Ясперс связал аутентичность с центральной проблемой философии человека: превращения суеты бытия в подлинную радость жизни. Для этого необходима предельная искренность во всем и вся, прежде всего самого себя и своих поступков.

Психотерапия А. Лазаруса.

А. Лазарус предложил удобную для запоминания аббревиатуру своей мультимодальной терапии, BASIC. В ней психолог изучает и корректирует поведение, эмоции, представления, когниции, взаимоотношения с другими, зависимости (медикаментозная и иные).

В практике когнитивной психотерапии бывает весьма полезно рассматривать ситуации с позиций проблемы вины, «зажатости», спонтанности и естественности поведения, локального контроля. Следует также избегать многочисленных ловушек, «устраиваемых» пациентом, например, ситуации так называемого «плакунчика», когда клиент занимает защитную поведенческую позицию («меня никто не любит, никому я не нужен»). Естественно, психолог ни в коем случае не должен подкреплять эту позицию. Наоборот, его задача — формирование и поощрение психологически зрелого поведения, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения. Еще А. Адлер подчеркивал: «Избегайте жалости!»

Отдельные эффективные приемы психокоррекции
Техника «постановка целей и принятие обязательств». Смысл данной техники прост: цель должна быть реалистична и достижима за ограниченное время. При возникновении существенных препятствий цель и план действий можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом направлении. А. Адлер прокомментировал этот прием так: «Делай только то, что приятно». Такая позиция не всегда верна, особенно в случаях ложных мотиваций и проявлений лени. Она просто способствует продлению финансово-подкрепленного общения психолога с клиентом-«жертвой». Порой важно сделать обратное. Надо изменить точку зрения клиента на смысл приятного/неприятного. Надо побудить его заняться с удовольствием тем, к чему ранее он испытывал внутреннюю антипатию, если эта антипатия вызвана его подсознательными комплексами. Иными словами, поставить альтернативную задачу — преодолеть себя.

Техника «нажатие кнопки». Прием эффективен с субъектами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций. Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы или мысли вызывают неприятные чувства, а какие — приятные. Затем его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние визуализизацией — мысленным «нажатием кнопки». Это помогает сосредоточиться на интересующих образах, ситуациях, состояниях и мыслях.

Ключевые слова: Психотерапия
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Теория привязанности и ее значение для психотерапии
Базисное руководство по психотерапии
Гетерогенная группа
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Психотерапевтическое вмешательство
Соловьева С.Л., Психотерапия
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Групповая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Этапы семейного консультирования
Монина Г.Б., Психология семьи
Клинические основы психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий