Классы и подклассы эмоциональных процессов

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся своими проявлениями, способами организации и закономерностями протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):

  1. эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы);
  2. эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем);
  3. эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Широко распространен в отечественной психологии подход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются:

  • аффекты — сильные и кратковременные переживания, сопровождаемые выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;
  • собственно эмоции — более длительные переживания, имеющие ситуативный и идеаторный характер;
  • чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возникающие в результате обобщения отдельных эмоций и имеющие выраженный предметный характер.

Чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • аффекты;
  • собственно эмоции;
  • настроения;
  • чувства.

Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.

Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними существуют и важные качественные отличия.


Ключевые слова: Эмоции
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Удивление как побудитель творчества
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Эмоциональное развитие в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Функциональная асимметрия мозга и эмоции
Деглин В.Л., Лекции о функциональной асимметрии мозга человека
Основные стороны и функции эмоций
Штейнмец А.Э., Общая психология
Эмоциональные ситуации
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Макроструктура эмоциональной сферы личности
...
Работа с отрицательными эмоциями
...
Теории эмоции
...
Оставить комментарий