Классы и подклассы эмоциональных процессов

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся своими проявлениями, способами организации и закономерностями протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):

  1. эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы);
  2. эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем);
  3. эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Широко распространен в отечественной психологии подход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются:

  • аффекты — сильные и кратковременные переживания, сопровождаемые выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;
  • собственно эмоции — более длительные переживания, имеющие ситуативный и идеаторный характер;
  • чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возникающие в результате обобщения отдельных эмоций и имеющие выраженный предметный характер.

Чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • аффекты;
  • собственно эмоции;
  • настроения;
  • чувства.

Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.

Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними существуют и важные качественные отличия.


Ключевые слова: Эмоции
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Функции эмоций и чувств
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Теории эмоционального реагирования
...
Определение нежности в психологии
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Эмоции в подростковом и юношеском возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Структурные теории эмоций
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Конфликтные эмоциональные состояния
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Управление эмоциями
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий