Классы и подклассы эмоциональных процессов

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся своими проявлениями, способами организации и закономерностями протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):

  1. эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы);
  2. эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем);
  3. эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Широко распространен в отечественной психологии подход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются:

  • аффекты — сильные и кратковременные переживания, сопровождаемые выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;
  • собственно эмоции — более длительные переживания, имеющие ситуативный и идеаторный характер;
  • чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возникающие в результате обобщения отдельных эмоций и имеющие выраженный предметный характер.

Чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • аффекты;
  • собственно эмоции;
  • настроения;
  • чувства.

Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.

Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними существуют и важные качественные отличия.


Темы: Эмоции
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Нейропсихологические теории эмоций (центральные теории эмоций)
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Приспособительное значение эмоций
...
Понятие эмоциональной зависимости
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Эмоции: история термина, основные теории
Карпов А.В., Общая психология
Эмоциональные процессы и состояния
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Расстройства эмоций при нарушениях психики
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Эмоциональное воспитание
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Общение и эмоциональная жизнь в юности
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Оставить комментарий