Классификация персонала

Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.

На основании выполняемых задач персонал подразделяется на две категории: рабочие и служащие.

Рабочие занимаются созданием материальных ценностей или услуг производственного характера. Они в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных.

1. Основные рабочие в процессе своей деятельности непосредственно заняты созданием товара или услуги, в результате чего изменяются форма, структура, характеристики и другие свойства сырья (заготовок).
2. Вспомогательные рабочие занимаются обслуживанием рабочих мест и оборудования и работают в ремонтных, складских, транспортных отделах и др.

Помимо группы рабочих, существует группа младшего обслуживающего персонала. Их работа заключается в оказании услуг, не связанных с основной деятельностью (дворники, уборщики, курьеры, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников).

Служащие – это работники, занимающиеся преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Служащие в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп.

1. Руководители образуют администрацию и включают в себя непосредственных руководителей, их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов и отдельных лиц, не от носящихся к руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функции.

Руководители делятся на три группы:
1) высшее звено: руководители всего предприятия;
2) среднее звено: руководители подразделений;
3) низшее звено: руководители, работающие с непосредственными исполнителями.

2. Специалисты – это служащие, которые занимаются разработкой указаний, отданных руководителями по отдельным направлениям. В их число входят экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и др.

3. Другие работники, относящиеся к служащим, занимаются подготовкой и обработкой документов, учетом, контролем и архивацией документов. В их число входят секретари-референты, кассиры, техники и т. д.

Помимо подразделения сотрудников на рабочих и персонал, для оценки его структуры опираются на профессиональный и квалификационный состав и компетентность.

Профессия (специальность) – это совокупность навыков, знаний и умений, которые были приобретены в процессе специальной подготовки и которые позволяют выполнять соответствующие виды деятельности.
Квалификация – это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ.

По степени квалифицированности рабочие подразделяются на высококвалифицированных, квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных.

Отличия в квалификации рабочих отражаются в тарифном разряде. Чем выше квалификация, тем выше разряд, тем выше оплата.

Специалисты делятся на главных, ведущих, старших и других, которые обозначаются с помощью номера.
В соответствии с квалификацией специалист наряду со своими прямыми обязанностями может выполнять и некоторые руководящие функции.

Так, например, старший инженер может направлять рабочих на выполнение определенных задач, ведущий инженер имеет право осуществлять методическое руководство, а главный, помимо перечисленных функций, вправе согласовывать деятельность старших и главных инженеров.

Квалификация определяется квалификационной комиссией, которая тщательно оценивает знания и навыки данного человека. Квалификация подтверждается сертификатами, свидетельствами, дипломами.

Компетентность – это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.

Компетентность может быть нескольких видов:
1) функциональный вид предполагает наличие у работника определенных профессиональных знаний и способностей их реализовать;
2) интеллектуальный вид заключается в способности человека к аналитическому мышлению;
3) ситуативный вид основывается на умении человека действовать по обстоятельствам;
4) социальный вид базируется на коммуникационных способностях человека и его умении налаживать и поддерживать отношения с разными людьми, добиваться поставленных целей.

Источник: 
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Темы: