Классификация мотивов на основе отношений «индивид-среда»

Г. Мюррей (1938) разработал систему понятий, которая предназначалась для описания и объяснения поведения при циклически повторяющихся индивидуально-типологических формах активности, наблюдаемых в течение длительного времени и в разных ситуациях. При этом субъект понимался им как активный организм, который не только реагирует на давление ситуаций, но и активно разыскивает или даже создает их. Однако во всех случаях он, действуя соответствующим образом, воспринимает возможные последствия изменения актуальной ситуации через призму своих потребностей.

Целенаправленность поведения Г. Мюррей пытается объяснить, исходя из представления о саморазвитии цепочки эпизодических отношений «индивид - среда» как равнодействующей непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Организм (или личность) и воспринимаемая ситуация образуют единицу взаимодействия в смысле взаимного обусловливания. Центральными соотносящимися друг с другом понятиями выступают потребность (need) со стороны личности и давление (press) со стороны ситуации.

Как отмечал Г. Мюррей, потребность — это конструкт, обозначающий силу (неизвестной физико-химической природы), которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию. Термин «потребность» он использовал для обозначения потенциальной возможности или готовности организма реагировать определенным образом при данных условиях.

Как мотивационные диспозиции потребности можно классифицировать, считал Г. Мюррей, по различным основаниям. Во-первых, можно выделить первичные (висцерогенные) потребности (например, в воде, пище, сексуальной разрядке, уринации, избегании холода и многие другие) и вторичные (психогенные) потребности. Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание холода). Во-вторых, потребности можно подразделить на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на явные и латентные. Явные потребности свободно и объективирован-но выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются или в игровых действиях (полуобъективированно), или в фантазии (субъективированно). В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой и т. д.

Г. Мюррей выделял целый ряд психогенных потребностей (табл. 15).




Давление он определял как некое воздействие, оказываемое объектом или ситуацией на субъекта и обычно воспринимаемое им как преходящий набор стимулов, принимающих вид угрозы или пользы для организма. При этом следует различать:

  • альфа-давление — то актуально существующее давление, которое можно установить научными методами;
  • бета-давление — давление, представляющее собой интерпретацию субъектом воспринимаемых им феноменов.
Ключевые слова: Мотивы
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Задачи и мотивы деятельности
Теплов Б.М., Психология
Сила мотива и эффективность научения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Мотивы учебной деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Конфликты мотивов
Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения
Функции, характеристики и виды мотивов
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Мотивы человеческой деятельности
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий