Классификация и виды восприятия

В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

  • ведущий анализатор в восприятии;
  • цель восприятия;
  • степень организации;
  • степень организации, направленность восприятия;
  • форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезинеские, обонятельные и вкусовые восприятия.

При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой у доски, ведет записи в конспекте.

В зависимости от цели восприятия бывают преднамеренные и непреднамеренные.

  • Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклада, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.
  • Наблюдение — это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.
  • Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. В них отсутствует волевая активность, поэтому они и называются непроизвольными. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.

Организованное восприятие — это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

По направленности восприятия бывают внешненаправленными и внутренненаправленными.

Внешненаправленное восприятие — это восприятие предметов и явлений внешнего мира, а внутренненаправленное восприятие — это восприятие собственных мыслей и чувств.

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют восприятия:

  • пространства, предметов, явлений окружающего мира;
  • человека человеком;
  • времени;
  • движений.

Рассмотрим каждый из этих видов восприятия более подробно, начиная с восприятия пространства.

При восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, а также линейную и воздушную перспективу.

Восприятие величины, формы и объемности предметов

Совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений обусловлено восприятие величины, формы и объемности предметов.

Основой восприятия величины предметов являются размеры объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося  на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы — сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц. Последние как бы ощупывают предмет и функционируют в качестве измерительного прибора.

При восприятии плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертания предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Так, например, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали — уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты при обзоре издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета: цветовые и пространственные характеристики объектов оцениваются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. При совпадении контуров обоих объектов могут возникнуть так называемые двойственные фигуры. Так, на рис. 37 показана двойственная фигура, которая может восприниматься или как голова, или как дерево в ветреную погоду.


В то же время четкости восприятия содействует резкая очер-ченность контура объекта. Известно, что с различения контура объекта и начинается процесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Но одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Это достигается при соединении зрительных ощущений с мышечно-двигательными и осязательными или представлениями, оставшимися от прошлого опыта. Непосредственное восприятие формы предмета, его рельефа происходит путем осязания, в котором принимают участие кожный и двигательный анализаторы.

В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью обоих глаз). При этом видении получаются два изображения на сетчатке левого и правого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его больше с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза отражается больше правая сторона предмета. Одновременное видение предмета двумя глазами создает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на сетчатках обоих глаз теряют свои различия, мы не воспринимаем объемности предметов, а лишь мыслим их объемными на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии. При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.

Линейная и воздушная перспективы 

Существенное значение при восприятии пространства имеют линейная и воздушная перспективы.

При линейной перспективе удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта, например линейная перспектива в виде сходящихся у горизонта железнодорожных рельсов (рис. 38). При этом хорошо известно, что размер между рельсами постоянен.


Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, а также выпадением отдельных мелких деталей.
 
По законам линейной перспективы размеры предметов по мере их удаления уменьшаются. Если же размеры предмета будут одинаковы, то при восприятии линейной перспективы они будут казаться разными. Так, например, показанные на рис. 39 равные кубы по мере удаления кажутся больше.


Воздушная перспектива предполагает различное восприятие объектов действительности в зависимости от того или иного состояния воздуха и характера источника освещения. Например, воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха, который изменяет цвет предметов тем в большей степени, чем дальше расположен этот предмет. Вот почему лес, расположенный далеко на горизонте, кажется нам голубоватым.

Влияние характера источника освещения в воздушной перспективе представляется следующим образом. При удалении от наблюдателя освещенные поверхности темнеют, а затененные — бледнеют, становятся бледно-серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, а затененные — темнее. Явление изменения светлоты цвета можно легко наблюдать на улице, особенно туманным утром или в дождь, когда дальние дома и предметы становятся едва различимыми пятнами (рис. 40).

Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности. Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения.

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называют глазомером. Различают статический и динамический глазомеры. Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности. Динамический глазомер — способность определять расстояние между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера, которые проявляются при глазомерной оценке визуальных объектов. Например, стороны треугольника, квадрата и пятиугольника (рис. 41) равны, хотя возникает иллюзия неравенства сторон при глазомерной оценке их восприятия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется 1 (является нормальной), если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин. Например, люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см.

В качестве одного из известных инструментов тестирования остроты зрения на основе оценки остроты разрешения являются кольца Ландольта (рис. 42).


Возможно, самой знакомой из всех форм остроты зрения является острота распознавания. При оценке остроты распознавания тестируемого просят назвать тест-объекты, используя буквы Снеллена из известной проверочной таблицы, с помощью которой подбираются очки.

Восприятие глубины. Восприятие глубины (или удаленности) достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т. е. видения обоими глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.

Правильно воспринимать расстояние до значительно удаленных от нас предметов с помощью лишь одного глаза (монокулярное зрение) мы не можем. Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас предметов на расстояние не более 30 м (рис. 43). Объясняется это тем, что аккомодация, играющая главную роль при оценке расстояния при монокулярном зрении, обеспечивает ясное видение только на близком от нас расстоянии.


В восприятии удаленности при расстоянии до предмета более 30 м при бинокулярном зрении важную роль играет механизм конвергенции глаз (т. е. согласованное движение глаз, обеспечивающих ясное изображение предмета на их сетчатках). Мышечно-двигательные ощущения при конвергенции глаз позволяют нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас. Так, например, для оценки удаленности объектов используется информация о величине угла конвергенции и дивергенции зрительных осей (рис. 44).


Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не думает о необходимости фокусировать изображение, этот процесс протекает автоматически. Как правило, человек не замечает того, что при переводе взгляда с близких объектов на дальние (или наоборот) в органе зрения происходят существенные изменения.

Тем не менее эти изменения можно наблюдать на следующем простом опыте. Закройте один глаз, а другим смотрите вдаль, на линию горизонта, после чего поместите перед этим глазом на расстоянии 30—40 см карандаш или ручку. Если Вы сосредоточите свое внимание на линии горизонта, то горизонт будет виден четко и ясно, а карандаш нерезко и расплывчато. При переводе же внимания на карандаш, четко будет виден карандаш, а горизонт при этом будет нечетким, расплывчатым.

Восприятие человека человеком. Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. При восприятии человека особенно выделяются: осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки и манеры. Ведущими признаками являются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно составить о лице человека целостное представление. Изучение движений глаз человека, рассматривающего изображение человека, проведенное А.Л. Ярбусом, показало, что изображения содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для восприятия информацию. При анализе таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания, обнаружено, что движения глаз фактически отражают процесс мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 45).


Отличается и опорная роль различных элементов лица при его опознании. Наиболее значимыми элементами лица являются волосы (прическа), глаза, лоб, губы, нос, уши (рис. 46).


Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Интересно отметить, что сложившийся по внешним признакам обобщенный образ человека часто влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие времени. Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности (рис. 47). Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире.


При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Оно у человека не врожденное, а развивается в процессе жизни по мере накопления опыта.

Поскольку время наряду с пространством есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов человека.

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

При восприятии длительности явлений следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени — это всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных, малозначимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5—10 мин — преуменьшается. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Способность к оценкам малых интервалов времени, характерных в производственной деятельности, развивается у человека довольно быстро. Как показали психологические исследования С.Г. Геллерштейна, достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог оценивать время в 0,01—0,02 с и точно определять разницу во времени между 0,15 с и 0,2 с.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни и недели, заполненные значительными и интересными событиями, кажутся быстротечными, короткими. Отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, все было однообразно, привычно, представляется особенно длинным.

При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения. Восприятие движения — это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (рис. 48).


Наблюдая движения, прежде всего воспринимают такие его характеристики:

  • характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, приведение, отведение и т. п.);
  • форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое и т. п.);
  • амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
  • направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
  • продолжительность движения (краткое, длительное);
  • скорость движения (быстрое или медленное, при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
  • ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового (при звучании движущегося предмета). Основным сигналом направления и скорости движения объекта являются мышечные раздражения от обоих глаз, следящих за предметом, головы при ее повороте в сторону движения предмета, а также раздражения, поступающие от сетчатки глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета. Усиление напряженности глазных мышц и связанное с этим определенное увеличение изображения на сетчатке глаз служат сигналом приближения объекта к наблюдателю. При удалении наблюдается обратная картина: когда объект находится далеко, напряжение глазных мышц ослаблено (рис. 49).

Экспериментально установлено (Дымерский и др.), что точность восприятия человеком движения предметов зависит от нескольких условий:

  • чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;
  • восприятие объекта движения при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;
  • восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением;
  • восприятие направления и скорости движения прослеживающим взором точнее, чем неподвижным;
  • восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;
  • точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени.

Таким образом, в восприятии движения важную роль играют движения глаз, которые производятся, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не объясняется только одними движениями глаз. Мы можем воспринимать движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя, понятно, что глаз не может двигаться одновременно в противоположных направлениях.

Впечатление движения могут возникнуть и при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные, следующие друг за другом фазы движения объекта. В этом случае возникает так называемый стробоскопический эффект.

Для того чтобы возник стробоскопический эффект, отделы ные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть около 0,06 с. В случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются, а когда пауза очень велика (например, равна 1 с), раздражения осознаются как раздельные. Максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,5°. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

Почти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются в живописи и скульптуре. Так, известный скульптор О. Роден возвел этот прием в основной принцип своей теории изображения движения в искусстве.

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения, которые может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры, например поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.

Представление о движении также вызывает, например, след на воде от идущего корабля или лодки, след на снегу от саней (как в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова») и т. п. К ним также относится меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других косвенных признаков, которые служат в естественных условиях для распознания движения.

Осмысливание ситуации, совершающееся на основе косвенных признаков, несомненно, играет в восприятии движения важную роль. Значение осмысливания ситуации на основании прошлого опыта отчетливо выступает в опытах В. Кролика, который в своих экспериментах предъявлял испытуемым изображения предметов, взятых из повседневной жизни (улица, автомобиль и т. д.). При этом он создавал на экране движение тех предметов, которые обычно неподвижны (например, дома). Испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движение не объективно движущихся изображений, а объективно в данном опыте неподвижных изображений предметов, которые обычно движутся (автомобиль). При этом не имела значения ни величина предметов, ни направленность внимания испытуемых на движущийся или неподвижный объект: вопрос решался лишь фактом осмысливания изображенной ситуации.

Согласно С.Л. Рубинштейну, все теории движения можно объединить в основном в две группы. Теории первой группы выводят восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждают, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертхаймер.

Восприятие движения является, по М. Вертхаймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях А и Бу то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, но их соединяет, находясь между ними. Это переживание движения М. Вертхаймер называет «фи-феномен», оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление лишь от определенных положений предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы в другую. Согласно точке зрения М. Вертхаймера, восприятие движения может возникать даже без восприятия предмета, который движется. Физиологическим субстратом «фи-феномена» является, по М. Вертхаймеру, «короткое замыкание» воли возбуждения в коре головного мозга, которое возникает вследствие первого и второго раздражений.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. Так, К. Дункер поставил перед собой такой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие неподвижными? Например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По К. Дункеру, движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Например, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся. Э. Оппенгеймер показал, что из двух предметов обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения («принцип изменчивости»).

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, вышеописанные опыты В. Кролика, как и эксперименты К. Дункера и Э. Оппенгеймера, свидетельствуют, вопреки установкам этих экспериментаторов, вовсе не в пользу гештальтистских концепций. Восприятие движения фигуры на фоне, а не фона на фигуре возникает также на основе прошлого опыта, а не в силу каких-то формальных структурных закономерностей. Также на основе опыта складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура на большем фоне, а не большая на меньшем и что движущаяся фигура чаще изменяется, чем фон, который обычно остается неизменным. Таким образом, эти эксперименты представителей гештальтпсихологии выходят за пределы их собственных формалистических построений.

Ключевые слова: Восприятие
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Восприятие болезни
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Развитие восприятия и наблюдательности у детей
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Восприятие (перцепция) и его свойства
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Восприятие речи
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Сложные формы восприятия
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Восприятие как форма отражения
Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия
Восприятие и представление
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Восприятие и пространственно-временные представления у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий