Классификация административно-правовых норм

Существует огромное разнообразие административно-правовых норм. Они различны по своей регулятивной направленности, юридическому содержанию и другим критериям.

Так, по целевому назначению (функциям) выделяют нормы регулятивные (закрепляют позитивные права и обязанности, рассчитаны на правомерное поведение людей) и охранительные (закрепляют меры принуждения, рассчитаны на неправомерное поведение).

По содержанию: материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение и т. д.) и процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм). Процессуальные административные нормы, в свою очередь, делятся на административно-юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров) и административно-процедурные (регулируют позитивные стороны повседневной управленческой деятельности).

По уровню обобщенности правила: общие (устанавливают общее правило) и специальные (вводят исключения из общего правила для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило). При конкуренции общей и специальной норм действует специальная норма.

По категоричности предписании: императивные (жесткие, не предполагают возможности заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения) и диспозитивные (предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы).

По методу воздействия на поведение субъектов: обязывающие (предписывают в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия), запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой), управомочивающие (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий по своему усмотрению), рекомендательные (содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения) и поощрительные (стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования).

По масштабу действия: федеральные, субъектов Федерации, локальные.

По сроку действии: временные и постоянные.

Можно выделять и другие критерии классификации административно-правовых норм.

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
Темы: