Китай и Япония в Средние века

Китай в III–XIII вв. После распада государства Хань в Китае последовал почти 400-летний период смут и междоусобных войн, сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в 589 г. династией Суй. Однако в результате крестьянского восстания династия Суй была свергнута. В 618 г. власти пришла династия Тан, вновь укрепившая центральную власть.

Объединение Китая позволило расширить его влияние среди соседей. Были усмирены многие кочевники. Объединение Китая было закреплено рядом преобразований, способствовавших усилению централизации. Прикрепленные к государственной земле крестьяне несли повинности и выплачивали натуральную подать. в конце VI – начале VII в. шло строительство Великого канала между реками Хуанхэ и Янцзы. Было предпринято укрепление Великой Китайской стены. Со второй половины VIII в. начинается закат государства Тан. Разрастание аппарата управления увеличивало расходы. Разлагалась военная система, росло своеволие знати. В IX в. начинаются крестьянские восстания. В 874 г. они переросли в грандиозную крестьянскую войну. В 881 г. крестьянское войско овладело столицей.

После 50 лет борьбы Китай был объединен в 960 г. под властью династии Сун. Однако в XII в. северные территории страны захватили кочевые народы, создавшие там свои государства.

Монгольское завоевание. Распад Китая облегчил завоевание страны монголами. В начале XIII в. Чингисхан создал громадную державу, включившую п себя множество покоренных народов. В состав этой державы вошел и Северный Китай, завоевание которого началось в 1211 г. При потомках Чингисхана было завоевано и южнокитайское государство Сун (1279 г.).

Династия монгольских императоров Китая получила название Юань. Под властью монгольской династии Китай находился более столетия. Жестокое угнетение и ограбление населения завоевателями не раз вызывали восстания. В XIV в. в результате мощного народного движения власть монголов была свергнута. Вождем восстания был крестьянин Чжу Юаньчжан. Он был провозглашен Сыном Неба. Началось правление династии Мин (1368–1644).
 
Династия Мин.
Взойдя на престол, Чжу Юаньчжан немало сделал для укрепления центральной власти и экономики страны. Раздача земли безземельным и малоземельным благотворно сказалась на жизни Китая. Были снижены подати. Некоторые категории дворов иногда и вовсе освобождались от них.

Больших успехов достигло ремесло. Ткани и фарфор были главным товаром во внешней торговле Китая с другими странами. Как торговцы, большая часть ремесленников Китая была объединена в цехи. Цеховые мастера тщательно хранили секреты и передавали их из поколения в поколение. Так, секретом выделки одного из сортов шелка владели лишь две семьи. На протяжении трехсот лет они связывались друг с другом брачными узами, чтобы этот секрет не вышел за пределы их семей.

При сыне Чжу Юаньчжана армия сначала изгнала остатки монголов из Китая, а затем провела ряд успешных походов против Вьетнама. Китайский флот совершил несколько плаваний в страны Юго-Восточной Азии, в Индиго и даже к восточному побережью Африки. Успешно развивалась внешняя торговля. Торговые внешние связи оформлялись в форме так называемой даннической торговли. Дары чужеземных правителей воспринимались как приезд варваров с данью. В ответ они награждали прибывших. Объем и ценность наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж Сына Неба ценился китайцами выше престижа правителя, приславшего «дань».
 
Особенности развития Японии.
В IV в. значительная часть Японии была объединена под властью одного из племенных союзов. В VI в. были проведены реформы, установившие 12 рангов должностных лип. В 645 г. к власти пришел принц Наканооэ, осуществивший большие преобразования. Вместо племенного союза было создано государство по образу китайского. Высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором). Вся страна была поделена на провинции. Эти провинции, в свою очередь, подразделялись на уезды. Каждый крестьянский двор получал от государства во временное пользование надел земли соответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы государству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять бар-шину. Возникали города, которые строились при определяющем влиянии традиций Китая и Кореи.
 
Самураи.  
Со временем центральная власть в Японии ослабла. Правители провинций стремились добиться полной самостоятельности. В этом они опирались на японских рыцарей — самураев. Самураи — воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Таким образом, в Японии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства. Другой путь заключался в наделении землей домашних слуг. Верхи самурайского сословия пополнялись и за счет правителей провинций. Самураи объединялись в отряды, которые входили в крупные группировки.

В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом. забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина.

Между группировками самураев шли беспрерывные войны. Они подрывали хозяйство н целостность страны, В 1185 г. войска одного из объединений самураев разгромили своих противников. В 1192 г-глава этого объединения Минамото присвоил себе звание сёгуна (главнокомандующего) и стал фактическим правителем Японии, оттеснив от власти императоров. Правда, полностью обуздать другие самурайские группировки сёгуну очень долго не удавалось. Япония еще многие годы жила в условиях раздробленности, власть сёгуна была слаба.

В XIII в. японцам удалось отразить попытку монголов захватить их страну. Однако затем вспыхнула усобица, закончившаяся свержением сёгуна из рода Минамото. После многих лет борьбы в стране утвердилась власть сёгуна из другого рода.

Ключевые слова: Древний Китай, Средневековье
Источник: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Материалы по теме
Конфуцианство как философия
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Арабская средневековая философия
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Педагогика средних веков
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Политические идеи средневековья и Возрождения
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Основные черты западноевропейского феодализма
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий