Категория «личность» в психологии

Следующей общепризнанной фундаментальной категорией в психологии выступает категория «личность» как важнейшая характеристика человека. Однако категория «личность» не является сугубо психологическим понятием и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность человека с психологической точки зрения?

На этот вопрос психологи отвечают по-разному. В настоящее время в психологии существует несколько десятков теорий личности и дефиниций (определений) личности. Разнообразие подходов и расхождений во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Эту проблему образно выразил знаменитый советский философ Э. В. Ильенков: где, в каком пространстве, существует личность? В себе? Для себя? В других? Для других? [31, с. 216]

Одним из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека является подход известного ленинградского ученого Б. Г. Ананьева. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Б. Г. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом [3]. В системе человекознания Б. Г. Ананьев выделял такие основные понятия: индивид, субъект деятельности, личность, а также такое специфическое человеческое образование, возникающее в процессе социального развития человека, как индивидуальность.

Прежде чем рассматривать проблему личности, определимся в основных понятиях, с которыми она тесно связана. Это понятия: «человек как существо биосоциальное», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Человек — это биосоциальное существо, целостность, сочетающее в себе в неразрывном единстве физическое и психическое, природное и социальное, наследственное и приобретенное в личном жизненном опыте. В этом своем качестве он является частью природы и подчинен биологическим закономерностям развития, начиная от рождения и до смерти. Но и в этой своей определенности, качестве человек коренным образом отличается от всех других высших представителей животного мира.

Человек развивался как существо общественное, наделенное высшим уровнем развития психического — сознанием. Это качественно отличает его от всех других существ на земле. Он не только продукт длительной эволюции природы и общества, но и активный деятель (субъект), преобразующий окружающий мир.

В силу этого среди важнейших факторов, определяющих формирование и развитие человека, его личности, необходимо в первую очередь назвать предметно-практическую, трудовую деятельность по целесообразному изменению и преобразованию окружающего мира и общение как необходимые условия и предпосылки становления человеческого сознания и самосознания. Только в социальной среде, общаясь с другими людьми, индивид может усвоить знания, умения, навыки, нормы и правила, социальный опыт, осуществлять совместную деятельность и т. д.

Понятие « индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, отдельный представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития. В данном случае определение подчеркивает биологическую сущность человека. Человек рассматривается как биологический объект, как природное явление. Но иногда под этим понятием понимают человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудие труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства: присущие для всех людей особенности, такие как соответствие определенному возрасту, принадлежность к определенному полу, индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга. Вторичные свойства индивида: совокупность первичных свойств, определяющих динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Интеграция всех этих свойств представлена, с одной стороны, в темпераменте человека, а с другой — в задатках.

Другое понятие, которое рассматривал Б. Г. Ананьев при изучении человека, — это «субъект деятельности». Данное понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что «субъект» соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающего его от остальной живой природы, является сознание и целенаправленная деятельность. Поэтому субъект — это индивид как носитель сознания и активности, обладающий способностью к деятельности.

Исходя из выше приведенных суждений можно сделать вывод, что человек рассматривается Б. Г. Ананьевым одновременно с нескольких позиций. Во-первых, как представитель живой природы, биологический объект. Во-вторых, он выступает в качестве субъекта сознательной деятельности. В-третьих, человек не может рассматриваться вне общества, поскольку он социальное существо. Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием, активностью и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует четвертое понятие, выступающее в виде высшей интегрированной характеристики человека — его индивидуальности.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей с точки зрения уникальности, своеобразия и неповторимости конкретного человека. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-фи-зиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, или, говоря другими словами, индивидуальность формируется на основе природных задатков в процессе социального развития и становления человека как члена общества. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Что же делает человека личностью? Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они схожи в одном — человек является социальным существом, членом человеческого общества. Следовательно, понятие «личность» характеризует человека как представителя человеческого общества, как социальное существо.

Прежде чем рассмотреть характеристики человека как личности, необходимо определить, в чем заключается необходимость разведения понятий «индивид» и «личность». Это обусловлено тем, что человек, являясь, с одной стороны, представителем животного мира, с другой стороны, живет не по законам этого мира, а по законам человеческого общества. В отличие от животного, человек способен мыслить и трудиться, а взаимоотношения в обществе строятся не на основе биологической целесообразности, а человеческой морали. Поэтому понятие «личность» никогда не может быть отнесено к животному и всегда является определяющим признаком человека. Необходимо также подчеркнуть, что человек как социальное существо формируется только в человеческом обществе.

Известны случаи, когда маленькие дети в возрасте до 3-4 лет по стечению обстоятельств оставались без родителей и воспитывались животными, например волками или обезьянами. Когда через определенное время их находили люди, то своим поведением и уровнем интеллектуального развития эти дети не были похожи на людей, хотя внешне оставались людьми — представителями биологического вида homo sapiens. Поэтому мы с полной уверенностью можем утверждать, что человек не только биологический объект, но и социальное существо. Именно в этом заключается основное отличие человека от животного мира.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при формировании понятия «личность». Рассмотрим некоторые подходы к определению личности.

Начнем с этимологического определения личности, его семантической функции. Первоначально слово «личность» (лат. — person) обозначало маску, которую надевал актер, затем самого актера и его роль. В английском, немецком, французском языках person означает лицо, особу, человека.

Слово «личность» исключительно многозначно. И в настоящее время выделяют следующие подходы к рассмотрению личности:
• антропологический — личность как родовое понятие, как индивид, представитель человеческого рода, продукт природы, биосоматическое начало (Л. Фейербах, бихевиоризм);
• социологизаторский подход — личность как объект и продукт социальных отношений, как система ролевого поведения, ее социальный статус (А. Сен-Симон, социолог Э. Дюркгейм, марксисты, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, А. В. Петровский, И. С. Кон и др.;
• персоналистский подход — личность как некая абсолютно самостоятельная и индидуально-неповторимая целостность (прагматизм В. Джеймса, экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. П. Сартра, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса, а также Б. Г. Ананьев, ленинградская школа).
• Существующее многообразие подходов к изучению личности отражает и многообразие ее дефиниций.

И. С. Кон так определяет личность: с одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее).

С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и ощущения.

А. Н. Леонтьев: Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.

Б. Д. Парыгин: Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств не принято также относить качества человека, характеризующие особенности развития его психических, познавательных процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу целом.

Таким образом, можно дать следующее определение личности. Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются и определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следовательно, интегральная дефиниция личности рассматривает человека с двух сторон как объект и субъект социальных и биологических отношений. Учитывая этот момент, можно очень кратко определить личность как социальную значимость человека для себя и для других. Это определение предельно краткое и сделано с точки зрения социологизаторского подхода. Оно показывает, что человек уже с момента рождения имеет статус личности — новорожденного — для других, по крайней мере для его ближайшего окружения, сам себя не осознавая. Когда же человек становится личностью для себя? Вероятно, с того самого момента, когда ребенок начинает отделять себя от других, т. е. с первых слов: «Дай мне» и «Я». В дальнейшем процесс личностного развития идет очень стремительно. Человек все более становится личностью для себя и для других, осознавая свою индивидуальную неповторимость, значимость и оценку ее другими. После же смерти человека значимость его личности для себя уходит в небытие, но для других как харизматическая личность, может оставаться на века.

Таким образом, в понятии «личность» отражается ряд характеристик человека как социального существа. В структуре данного понятия рассматриваются и такие психологические характеристики, как темперамент, задатки и способности, направленность (мотивация), характер, статус и роль в обществе. В это же понятие включают волю и чувства.

Другая проблема, которая дискутируется в психологии личности, — это проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность». В отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий в отношении иерархии понятий «личность» и «индивидуальность». Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще представлена в работах представителей ленинградской научной школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким понятием, нежели понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое понятие в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим же в данных подходах является то, что понятие «личность» касается прежде всего качеств человека, проявляющихся на социальном уровне в ходе формирования общественных отношений и связей.

Такое расхождение во мнениях прежде всего вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Следует отметить, что, рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального на психическое развитие человека, мы невольно выделяем три составных компонента, три уровня организации человека: биологическое (или уровень биологической организации, физиологические и психофизиологические процессы); психическое (уровень психической организации, психические процессы, состояния и свойства личности) и социальное (социальный уровень, социальные процессы, образования и взаимосвязи). Таким образом, мы рассматриваем данную проблему взаимодействия в триаде «биологическое — психическое — социальное».

Источник: 
Константинов В.В., Методологические основы психологии
Темы: