Устроившись на новую работу, Татьяна с первых дней почувствовала, что ее раздражает начальница, но не могла понять почему. Обычно она хорошо ладила с людьми, подчинялась авторитетам и надеялась, что нравится большинству. Но при виде начальницы ей хотелось развернуться и бежать куда глаза глядят.
Их разговоры были натянутыми. Когда Татьяна пыталась обсудить проблему, начальница сразу меняла тему. Татьяна придерживалась правил, но руководительница считала возможным ими пренебречь. Зато она постоянно цеплялась к мелочам, заставляя Татьяну переделывать работу, которая была выполнена хорошо. Когда Татьяна однажды не послушалась и сделала по-своему, ей объявили выговор.
Она несколько раз пыталась поговорить с начальницей откровенно, но это ни к чему не привело. Расстроенная, Татьяна составила список черт руководительницы, которые ее особенно выводили из себя. Найдя их описание в интернете, обнаружила, что все они свойственны пассивно-агрессивному типу личности.
Итак, что это за признаки?
- Куча оправданий. Всякий раз, когда Татьяна спрашивала начальницу, почему та или иная проблема не решена, руководительница находила кучу оправданий. Большинство важных проектов зависли на разной стадии, ожидая утверждений и согласований, а начальница не готова была взять за это ответственность.
- Чрезмерная реакция. Начальница очень остро реагировала на малейшие промахи подчиненных. Ее стиль руководства был крайне непоследовательным. Все сваливали вину друг на друга.
- Удобная «забывчивость». Начальница словно «забывала» информировать ключевых сотрудников, включая Татьяну. Она принимала решения, которые прямо влияли на работу отдела, но объявляла о них лишь спустя несколько дней.
- Сопротивление переменам. Даже когда ее методы управления были явно неэффективными, руководительница сопротивлялась любым попыткам улучшить или изменить работу. Все предложения с ходу отвергались.
- Избегание конфликтов. Начальница уклонялась от прямого столкновения, зато намеренно разжигала конкуренцию среди рядовых сотрудников. Важные проблемы не решались, зато провоцировались сплетни и недовольство.
- Фальшивые извинения. Пойманная с поличным, начальница извинялась, но не старалась предотвратить ошибки в будущем. Казалось, она торопится извиниться с одной целью – избежать дальнейшего обсуждения важного вопроса.
- Скрытый гнев. Татьяна была чувствительным человеком, поэтому улавливала гнев, разочарование и враждебность, которые испытывала начальница. Но когда Татьяна задавала прямые вопросы, руководительница все отрицала и обвиняла Татьяну в том, что она «накручивает» ситуацию.
- Частые жалобы. Начальница постоянно жаловалась на плохую организацию работы и бюрократию. Но когда ей поступали разумные предложения, как сократить документооборот, никаких действий по исправлению ситуации она не предпринимала. Она предпочитала сетовать, а не действовать.
- Никакой ответственности. Менеджер несет ответственность за работу команды, поэтому Татьяна была сбита с толку поведением начальницы. Любая попытка определить зоны ответственности встречала враждебность и саботаж.
- Притворное согласие. Во время совещаний с коллективом начальница обещала разобраться с проблемами, но ничего не делала. Когда ее прямо спрашивали об этом, она всегда находила оправдания, выкручиваясь или обвиняя других. Сотрудники вскоре привыкли ни о чем не просить своего руководителя.
Пассивно-агрессивное поведение менеджеров очень раздражает тех, кто старается работать эффективно. Татьяна поняла, что ее начальница вряд ли изменится. Она решила искать новую работу, чтобы не чувствовать себя постоянно разочарованной.