Личное дело: трудоустройство «по блату»

И работодателю, и сотруднику вариант трудоустройства «по блату» чаще всего кажется удобным и удачным. И те, и другие склонны видеть в нем только плюсы, но почему-то никто никогда не думает о минусах. А тем не менее, они есть, и столкнувшись с ними, большинство оказывается в тупике, не зная, как выходить из неприятной ситуации.


Какие бывают разновидности такого трудоустройства и что можно предпринять, если всё пошло не по плану?

1. Взять на работу друга. Типичная ошибка руководителя, который берет на работу своего хорошего друга или приятеля – веря в том, что их личные отношения не будут смешиваться с рабочими. Так же думает и будущий сотрудник. Что получается на деле?

Из плюсов – друг дает ощущение безопасности и каких-то гарантий, ведь взять человека с улицы гораздо страшнее.

Из минусов – часто с одной или с другой стороны не получается соблюдать субординацию, и в итоге панибратские отношения дезориентируют остальной коллектив. Сюда же прибавляем различные просьбы, в которых отказать другу довольно сложно.

Что предпринять? В идеале, совсем отказаться от этой идеи. Если все же хочется рискнуть, то нужно еще на старте обсудить все ключевые моменты: условия испытательного срока, правила поведения, отсутствие поблажек. Работодателю важно вести себя с другом так же, как и с любым другим сотрудником. Научиться отвечать отказом на неуместные просьбы и делать выговоры, если потребуется. Строго разделять работу и свободное время, не пытаясь воспользоваться дружбой для того, чтобы нагрузить подчиненного сверх меры. Сотруднику – не забывать о субординации, не требовать к себе особого отношения и выполнять свою работу на совесть. Если с какой-то стороны возникнет обида, и решить вопрос не получается, разумнее всего расстаться на этом этапе, иначе можно испортить не только рабочие отношении, но и саму дружбу.

2. Взять на работу знакомого. Любому руководителю, даже с маленьким бизнесом, знакома ситуация, когда близкие люди постоянно пытаются пристроить кого-то из родственников с формулировками «он очень толковый», «она замечательный специалист, ты не пожалеешь».

Из плюсов – экономия времени и, возможно, денег, так как не придется тратиться на рекрутинговые агентства. Готового сотрудника с рекомендациями преподнесут на блюде.

Из минусов – их, как водится, больше, и они существеннее. Например, новичок оказывается совершенно неподходящим сотрудником (шансы примерно 50 на 50). Стоит только высказать недовольство, как «замечательный специалист» уже бежит жаловаться своему покровителю, и тот начинает активно защищать своего протеже. Просьбы подождать, дать шанс проявить себя и подобные им можно слушать очень долго – пока не лопнет терпение. Самое лучшее – сразу дать понять, что все вопросы с сотрудниками в этой компании решаются без посредников и рекомендателей, и никакого постороннего вмешательства быть не может.

3. Взять новичка. Речь идет о молодых специалистах, которые только-то выпустились из ВУЗов.

Из плюсов. Молодой специалист подобен пластилину, из него грамотный работодатель может вылепить то, что потребуется, и научить всему, что нужно. Такие сотрудники полны энергии и энтузиазма, что многим нравится.

Из минусов – фактически первое время в компании такой сотрудник будет не работать, а стажироваться. А это значит – временные и финансовые затраты. И никто не гарантирует, что, набравшись практического опыта, человек вместо «спасибо» не сообщит, что ему предложили должность у конкурентов с гораздо более выгодными условиями.

Подстраховаться можно следующим образом – установить испытательный срок. Это справедливо и избавит от неприятных сюрпризов. А тем, кто рекомендовал этого сотрудника, можно объяснить, что это стандартная процедура и в ней не бывает исключений.

4. Взять по рекомендации сотрудника. Пример следующий: опытный и пользующийся уважением сотрудник рекомендует своему знакомому-руководителю из другой сферы или отдела некоего специалиста. Мнение такого сотрудника считается ценным, и вот уже появляется новичок.

Из плюсов - опытный сотрудник, давая свои рекомендации, ощущает себя как минимум полезным. Так же есть вероятность, что его рекомендация окажется удачной.

Из минусов – отношения между работодателем и новым подчиненным могут не сложиться. А это, в свою очередь, может подпортить и взаимодействие с тем, кто рекомендовал. Для последнего важно помнить, что когда мы советуем определенного человека на должность, следует говорить только о его профессиональных качествах и не требовать никаких поблажек. Пусть новичок проходит испытательный срок как и все остальные и докажет свою состоятельность. У работодателя должны быть только сухие факты и право самому принимать окончательное решение.

5. Рекомендовать коллегу в свой отдел или свою компанию. Из плюсов, в случае удачного стечения обстоятельств, компания приобретет хорошего сотрудника и будет признательна за такую рекомендацию. Да и работать со знакомым всегда приятнее.

Из минусов – не все коллеги обрадуются такому повороту. И, кончено, не исключён вариант, что руководство не найдет общего языка с новым подчиненным или он окажется неподходящим по каким-то критериям. Чтобы избежать неприятностей и не оставаться крайним, рекомендовать лучше только того, в ком человек уверен как в самом себе.

Ключевые слова: Работа, Труд
Оставить комментарий