Не трудно устроиться на работу, если человек ответственный и трудолюбивый. Начальство таких сотрудников любит и ценит. Еженедельно на итоговых собраниях отмечают особо старательных, хвалят их исключительную трудоспособность.
В первое время, таким работникам кажется, что их ценят больше остальных и дают дополнительные задания потому, что они эту работу выполнят лучше и качественнее. Но с каждым разом нагрузка увеличивается. Просят поработать сначала внеурочно, затем в выходные. Коллеги так же стараются переложить свою часть работы на них. Через месяц сообщают, что сотрудница уходит в декрет и ее обязанности возлагают опять же на плечи этого старательного сотрудника. Конечно же, все громко заявляют о высоком его профессионализме и подбадривают заверениями, что он со всем справится. Нагрузка в итоге становиться непосильной и он начинает задумываться, что работает за себя и за того парня, а зарплату «за того парня» почему-то не получает. Надо всегда иметь в виду, что превращение из работника, на которого можно положиться, в работника, на которого можно свалить все, происходит постепенно и незаметно. В первую очередь, для него самого. В таких случаях есть два выхода: увольняться или начинать бороться за справедливость и независимость.
Внимательное изучение должностной инструкции прояснит многие вопросы. Если на очередную просьбу дополнительно поработать ответить, что это не входит в должностные обязанности, это отрезвляюще подействует на многих сотрудников, в том числе и руководство. Однако может подпортить отношения с ними.
Но есть способы более дипломатично сбросить бремя чужой работы.
- Рациональный. Спокойно, приводя серьезные доводы, объяснить начальнику, что один работник, даже самый способный и трудолюбивый не в состоянии все эти задачи выполнить качественно и в срок. Нужно перечислить весь список дел и рассчитать время, необходимое для их выполнения. Руководитель увидит, что все задачи при такой нагрузке выполнить хорошо не получится, даже если работать придется круглосуточно.
- Коллективный. Предложить начальству имена сотрудников, кто может справиться с дополнительной нагрузкой. Надо быть готовым к тому, что это вызовет волну негодования и обид со стороны коллег.
- Меркантильный. Дать понять, что бесплатно работать никто не будет. Коллегам можно предложить услугу за услугу. Это не будет для них новостью, ведь платить нужно за все и всегда.
- Хитроумный. Не стараться показывать свои сверхспособности, что можно быстро и легко выполнять задания. Никто не оценит такое рвение, не повысят зарплату и должность, не выпишут премию, а просто загрузят новой работой. Задания надо выполнять качественно и в срок, но не раньше. Иногда полезно пожаловаться на чрезмерную загруженность, как много работы предстоит сделать.
- Поучительный. Попробовать научить коллегу, как правильно выполнить задание. Показать на примере и помочь разобраться в инструкции. Тогда не придется за нее делать работу и ей это пойдет на пользу.
Обязанности в коллективе должны распределяться поровну. Прежде, чем взяться за какую-либо работу нужно оценить свои возможности. Если эта не под силу, нужно от нее отказаться. Отрицательный ответ не может быть выражением неприятия. Это возможность научиться уважать себя и ценить свое время.