Измерение психологических объектов

Измерение - это выражение (описание) изучаемых объектов в количественной форме. Измерению поддается все! Даже красота. Мы живем в мире измерений и перестали это замечать. Измерение позволяет привести к системе, упорядочить огромную глыбу психологических данных, получаемых в результате исследования. Измерения входных и выходных факторов осуществляются с помощью измерительных шкал.

Измерительная шкала - это правила придания изучаемому психологическому объекту (или явлению) числового значения.

В психологии в зависимости от цели измерения используют несколько типов шкал. С. Стивене (I960) предложил различать четыре измерительные шкалы.

1. Шкала наименований (номинальная шкала) предназначена для классификации изучаемых объектов по их названию, наименованию, свойству или еще по какому-то качеству. Эта шкала не требует располагать объекты в каком-то порядке. Если здесь числа и приписываются испытуемым объектам, то только лишь для обозначения их принадлежности к каким-то группам. Пример. Производится отбор персонала по специальностям: менеджер, бухгалтер и юрист. Группе менеджеров присваивается номер 1, группе бухгалтеров - 2, группе юристов - 3. Очевидно, что нумерация групп могла быть произведена и в другом порядке без внесения в процедуру отбора погрешностей. Действия над числами 1, 2, 3 здесь лишены смысла.

2. Шкала порядка. Здесь числа присваиваются объектам по интенсивности проявления в них определенного признака (или по принципу «больше -середина - меньше», «выше - середина - ниже» и др.). Пример 1. Место, занятое испытуемыми по уровню интеллекта на основании тестирования: Сидоров -1, Петров - 2, Иванов - 3. Пример 2. Исследование по типу нервной системы (по И. Павлову) позволило классифицировать испытуемых по четырем группам: сильные - уравновешенные, подвижные; уравновешенные, инертные; слабые - неуравновешенные; возбуждающиеся. При этом интервалы между группами неизвестны (в первом примере Петров может быть «интеллектуальнее» Иванова в 1,5 раза, в 2 раза). Фактически здесь имеет место простое ранжирование психологических объектов, т. е. их выстраивание в порядке убывания (или возрастания) какого-либо признака (качества, свойства). Опять-таки арифметические действия с цифрами здесь смысла не имеют.

3. Шкала интервалов классифицирует изучаемые объекты по принципу «больше на столько-то единиц -меньше на столько-то единиц». Числа присваиваются объектам таким образом, что равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого признака. Пример. Год первый выбран произвольно - год рождения Христа. Единица измерения -период 365 дней. Время между 1955 и 1960 годами равно времени между 1725 и 1720 годами. А 1990 год ближе к настоящему моменту, чем 1880 год. Эта шкала имеет условное начало, т. е. выбирается произвольно.

4. Шкала отношений (шкала пропорций). Отличается от предыдущей тем, что начало отсчета выбирается не произвольно. Начало отсчета здесь - это нулевая точка и означает полное отсутствие изучаемого признака у объекта. Пример. Рост человека, измеренный в системе международных единиц длины -сантиметрах. «Нулевой» рост означает, что человека не существует. Особенность психики человека такова, что трудно себе представить абсолютный нуль в психологическом объекте («нулевой интеллект», «нулевая общительность», «нулевая честность» - эти и подобные им понятия принадлежат житейской, но не научной психологии).

Важными свойствами измерений в психологии являются надежность, валидность и репрезентативность.

Надежность характеризует независимость выходных факторов (показателей, результатов наблюдений) от воздействия входных случайных и побочных факторов. Это свойство контролируется проведением повторных наблюдений с их последующей статистической проверкой. Если разброс наблюдаемых значений выходного фактора велик, то надежность измерений подлежит сомнению.

Валидность свидетельствует о том, измеряет ли выбранный инструментарий именно то свойство, для которого он предназначен. Несоблюдение требования валидности может привести к тому, например, что обычная болтливость может быть принята как общительность, нахрапистость - как смелость и т. д.

Репрезентативность характеризует возможность переноса измерительных процедур с одного контингента испытуемых на другой без искажения результатов наблюдений. Если, например, поведенческие реакции определенного типа были выявлены на испытании учителей средних школ, то правомерность переноса этих результатов наблюдений на руководителей промышленных предприятий должна быть тщательно проверена.