История развития мышления

В эпоху первобытности преобладало мифологическое мышление, характеризующееся образностью, безразличием к логическим противоречиям, отсутствием разграничений между естественным и сверхъестественным, персонализацией сил природы, поляризованностью рисуемых явлений. Поляризация – противопоставление живого и мертвого, теплого и холодного, сухого и влажного и т.д. Дописьменные классификации строятся без помощи понятий, на основе комбинаций образов. Мифологическое мышление, так же как и мышление логическое выполняет функцию упорядочивания.

Мышление ранне письменной (античной) эпохи носит переходный характер. Оно, как и мифологическое склонно к поляризациям, к аналогиям. Мышление первых философов и ученых Древней Греции образно-логическое (в нынешней терминологии – наглядно-образное). Это способность выразить глубокую и сложную идею без помощи абстракций, играя образами и словами обыденного языка. Понятия и определения в таком мышлении отсутствуют. Рациональная интерпретация может довести их до понятийных систем. Это мышление оперирует «псевдопонятиями» (представлениями) – образное содержание принимается за абстракцию. В отличие от коллективного и обезличенного мифологического мышления образно-логическое мышление античности имеет приметы индивидуального творчества.

В 5 в. д.н.э. из условий полиса и массовой грамотности рождается логико-риторический, дедуктивный рационализм. Логический способ мыслить несли в массы софисты, обучая технике убеждения. Истина для них не имела значения, а была важна убедительность. Т.о. они способствовали отделению мысли от приемов доказательства и проложили дорогу формальной логике. Ее ядром является силлогистика (теория умозаключений). Силлогизм (первая посылка – вторая посылка – вывод) обеспечивает иерархию понятий и иерархическое представление о мире, о порядке вещей.

В средние века дедуктивная логика поддерживает феодально-сословный строй и христианскую картину мира. В средневековье соседствуют мифологическое и логическое мышление. Мистика практиковала непосредственное усмотрение сверхчувственности духовным зрением. Схоластика постигала общее в рассуждениях посредством логики. Умственный склад эпохи выступает в символизме – использовании изобретенных смыслообразов. Символика средневековья – культовые предметы и строения, тексты, жесты, слова, предназначенные для неграмотного большинства и грамотного меньшинства (симбиоз изображения, слова, эмоционального и телесного движения). Мыслить – значит открывать скрытые значения, открывать в земных вещах их высший, духовный смысл. Смыслообраз не имеет однозначной грамматической связи с означаемым в отличие от знака. Логика не очищена от чувственности. Главная задача средневекового символического мышления – аксиологизировать сущее, изыскивать смысл каждого явления и находить ему место в иерархии бытия.

В средние века не требуется однозначного соответствия между означаемым и означающим. Для каждого знака ищут большое количество референтов. Задача перевода – не однозначный перевод, а толкование. Задача средневекового ученого – найти внешнее соответствие различных явлений природы. Исследование всякого явления начинается с этимологии (толкования). Ученый часто зашифровывает результат своих исследований, т.к. он считает, что найденный им символ – орудие власти, способное воздействовать на мир.

В Новое время к дедукции добавляется индукция (обобщение эмпирических фактов), логические операции отделяются от живого языка (математическая логика). Современный человек мыслит логически. Это умение приобретается благодаря обучению в школе. Рассуждение освобождается от власти образа, чувственности. Логический вывод – результат формальных операций с абстракциями и делается безотносительно к действительным вещам и ситуациям.

Источник: 
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Темы: