История изучения психиатрии как науки

Знание истории психиатрии имеет не только познавательное, но и определенное воспитательное значение. Возрастающее в течение времени гуманное отношение к психическим больным дает пример того, как должен профессионал вести себя с клиентами и учениками; не только не унижать человеческое достоинство, но и создавать вокруг них благоприятный психологический климат в семье, классе, группе и т. д.

Изучение истории психиатрии показывает, что представления о психических расстройствах связаны с господствующими в ту или иную эпоху философскими взглядами. В этой связи можно выделить 4 основные тенденции, развивающиеся на протяжении человеческой истории:

  1. Магический подход — рассмотрение необъяснимых явлений в психике как магических. В примитивном обществе ответственными за болезни души и тела считали духов. В Древнем мире считалось, что боги властвуют над душами здоровых и больных. В Средние века возникновение помешательства связывали с кознями дьявола или с добровольным общением с ним. Психоз считали результатом одержимости бесовскими силами, вселения в человека дьявола.
  2. Органический подход — объяснение душевных болезней телесными причинами. Греческий философ Гиппократ (IV в. до н. э.), как и некоторые другие его современники, связывал появление психических расстройств с материальными явлениями: смешением соков в организме. Мозг он считал органом познания и приспособления человека к среде. Он говорил: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радость, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга™ От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога страхи, либо ночью, либо с наступлением дня». В XIX в. Т. Мейнерт (1833—1892) уже определенно связывал возникновение психозов с болезнями больших полушарий мозга. В. Гризингер (1814—1868) указывал на то, что многие нервно-психические болезни обязаны своим происхождением соматическим заболеваниям. В XX в. достигнут такой успех в психиатрии, что, например, А. Фёллинг (в 1934 г.) сумел объяснить происхождение фенилке-тонурии (одной из форм умственной отсталости) отсутствием фермента фенил-аланингидроксилазы.
  3. Психологический подход — обнаружение психологических причин психических нарушений. Возникновение взгляда на психические расстройства как на последствие страстей и пороков можно представить как трансформацию средневековых представлений о влияниях злого духа на души людей. В начале XIX в. представители «Психической школы» И. Гейнрот (1773—1843), рассматривавший религиозную мораль как причину психических расстройств, К. Иделер (1795— 1860), отстаивавший в этом качестве чистую мораль, Ф. Бенеке (1789—1854), видевший в крайнем психологизме ответ на вопрос об этиологии психических расстройств, и другие утверждали приоритет психологических факторов в происхождении душевных болезней. В конце XIX — начале XX в. З. Фрейд (1856—1939) конкретизировал механизмы психологических воздействий, которые способны привести к возникновению неврозов и психозов. Ими он считал вытесненные из сознания эмоции и побуждения. Это направление разрабатывалось в течение XX в. трудами его учеников и последователей — К. Юнга (1875—1961), А. Адлера (1870—1937), Е. Блейлера (1857—1939), К. Хорни (1885—1953) и многих других.
  4. Интегральный подход — понимание психических расстройств как изменение работы сложного физиологического механизма (организма) и осознающего себя индивида (личности) под влиянием трудных жизненных обстоятельств и связанных с ними эмоциональных стрессов, тревоги, гнева, страха, безнадежности. Г. Селье (1946) при так называемом адаптационном синдроме выявил цикл органических реакций в ответ на чрезвычайные внешние раздражители. Его учение, наряду с работами И. П. Павлова (1849—1936) и З. Фрейда, легло в основу клинического и экспериментального исследования взаимодействия между душой и телом. Возникло психосоматическое направление в медицине (Дойч Ф., 1884—1964, Гроддек Г., 1886—1934; и др.), рассматривающее соматические расстройства в неразрывной связи с состоянием психики, а психические болезни неотрывно от телесных изменений. По сути, этот подход — отражение признания того, что не существует ни психической, ни соматической болезни. В практике мы встречаемся с больным человеком, имеющим в разных пропорциях сочетания как психических, так и соматических нарушений. От преобладания одних или других и зависит диагноз душевного или телесного заболевания. Преимущество данного подхода в том, что вне зависимости от того, расстроена психика или возникло соматическое заболевание, он предполагает необходимость использования не только лекарственных препаратов, действующих на соматические симптомы, но и средств психотерапии.

В то же время развитие психиатрии определяется потребностями общества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными возможностями государства и его общественных инсти тутов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возникла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в некоторых странах психических больных даже подвергали уничтожению на кострах инквизиции.

Позже, в XV—XVII вв., в бывших тюрьмах и казематах стали организовывать убежища для психических больных, где их содержали в неприспособленных для существования людей помещениях, избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII — начале XIX в. произошла буржуазная революция во Франции, которая провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745—1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сумасшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных — ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные рубашки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конолли (1794—1866). В Англии он ввел режим «нестеснения» психических больных, который оказал большое влияние на формирование более гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психиатрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773). В этой стране преобразования в психиатрии связывают с именем Б. Раша (1745—1813).

В России никогда не обращались с душевнобольными так жестоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовой порче» и казни психически больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «богом наказанными» и потому не относились к ним как к враждебной силе. Уже в IX—XI вв. организовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и позже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось помещать, в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в 1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистические преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая терапия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, появились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоящее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балин-ский (1827—1902), первый российский профессор психиатрии (с 1857 г.). Он превратил отсталое психиатрическое учреждение в передовую клинику. С его участием создавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854—1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его московской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон отделений, введены постельное содержание острых больных и занятия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медицины, задачей которой было лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919—1923 гг. было начато создание внебольничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отечественные психиатры (Бехтерев В. М., 1857—1927, Ганнушкин П. Б., 1875—1933, Розенштейн Л. М., 1884—1935, и др.) организовывали психоневрологические институты и диспансеры для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными психическими заболеваниями. Их функциями стали:

  1. Активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение.
  2. Восстановление здоровья психических больных и своевременное направление в больницу в случае необходимости.
  3. Проведение психиатрической экспертизы больных.
  4. Оказание консультативной помощи другим специалистам.
  5. Правовая, социальная и патронажная помощь больным, находящимся под наблюдением диспансера.
  6. Реабилитация психических больных, вовлечение в трудовую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудоспособностью.

В кратком очерке трудно привести имена всех зарубежных и отечественных психиатров, усилиями которых строилось здание психиатрической науки и осуществлялось совершенствование психиатрической помощи населению. В разделе об истории формирования детской психиатрии будут указаны многие из тех ученых, которые внесли свой вклад как в детскую, так и в общую психиатрию.

Ключевые слова: История, Психиатрия, Наука
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
История психологии как науки: задачи, принципы, методы
Абдурахманов Р.А., История психологии
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Для чего и как изучают историю
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Психологическая мысль Нового времени
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Зарождение и развитие ассоциативной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий