История исследований в психологии малых групп

Развитие идей в области социальной психологии можно разделить на два этапа: первый этап - с середины XIX века до середины XX; второй этап продолжается по настоящее время. Второй этап развития идей социальной психологии происходит в рамках психологии малых групп, отсюда название учебного пособия «Психология малых групп». Таким образом, история развития науки о социальном взаимодействии людей является историей развития научной мысли в психологии малых групп.

На первом этапе исследования социального взаимодействия людей внимание обращено на явление психологии толпы. Одним из ярких исследователей в этой области стал французский социолог и философ Т. Лебон, который в 1894 году опубликовал научную работу «Психология толпы», где, по оценкам современных исследователей, смог прогнозировать все массовые явления XX века. Например, чего стоят его наблюдения за толпой, которые он обобщил, анализируя 1-ю и 2-ю буржуазные революции Франции, в частности, он писал: «Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним ... Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепно преклоняется перед сильной властью ... Толпа слишком управляется бессознательным и поэтому подчиняется влиянию вековой наследственности ... Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству . Толпа питает самое священное уважение к традициям и бессознательный ужас... ко всякого рода новшествам, способным изменить реальные условия ее существования» (Лебон, 2010, с. 31).

Первый этап научной мысли должен был объяснить социальные катаклизмы XIX века с тем, чтобы научиться их не допускать в будущем. Однако события первой половины XX века: две мировые войны и Октябрьская революция в России, с одной стороны, во многом подтвердили правильность научных идей Г. Лебона, с другой -сомнительно, что научили людей пользоваться достижениями науки.

Второй этап отличается от первого. Если первый этап научной мысли преследовал цель научить «заинтересованных людей» управлять массами, то второй - давал им инструменты личного социально ориентированного поведения. Второй этап развития научной мысли в области социального взаимодействия ориентирован на делового человека, на развитие его способностей в области межличностной коммуникации.

Бурное развитие экономики и финансов, предпринимательство в этих сферах в середине XX века потребовали от человека умений налаживать отношения с людьми, от которых зависит его обогащение. Появилась потребность в психологических инструментах воздействия личности на других людей. Выполняя социальный заказ бизнеса, социальная психология обратила внимание на межличностные конфликты, лидерство, на личностное общение в малых группах и многое другое. Вся вторая половина двадцатого века была посвящена исследованиям поведения человека в малых группах -профессиональных, служебных, статусных. В свою очередь традиционная социальная психология осталась верна классическим исследованиям в области психологии толпы, массовидного поведения.

Таким образом, если традиционная социальная психология объясняла поведение толпы и больших групп, то психология малых групп фокус исследований сократила до анализа индивидуального поведения в группе до 15-20 человек.

В. Вундт, известный созданием первой психологической лаборатории в 1879 году, стал также одним из первых, кто посвятил свои работы коллективному сознанию. Так, в 1900 году вышла первая книга (из десяти), посвященная коллективному поведению человека, - «Психология народов».

Справедливости ради В. Вундта, наверное, можно назвать одним из первых социальных психологов. Еще в 1863 году он издал работу «Лекции о душе человека и животных», где отстаивал мысль, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Если в первой психологии важен эксперимент над человеком, то во второй, или психологии народов, важно анализировать язык народа, его обычаи, традиции. Анализ продуктов культуры народа позволит, по мысли Вундта, понять индивидуальное мышление и сознание, которые являются продуктом социального в человеке.

Первый учебник по социальной психологии написал У. Макду-галл в 1908 году. Автор известен своей теорией биологически детерминированных потребностей, поэтому учебник написан в русле авторской теории. В частности, удовлетворение потребностей поставлено в зависимость от социального окружения человека, которое помогает удовлетворению личных потребностей и одновременно сдерживает их.

В 1926 году вышла книга З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я»«, в которой он противопоставляет и обозначает предмет исследования психологии масс по сравнению с предметом индивидуальной психологии.

В современной истории психология масс также интересует исследователей. В 1951 году вышла книга американского социального психолога Г. Блумера «Коллективное поведение»; в 1962 году написана книга Э. Канетти «Масса и власть». Одна из самых поздних работ, посвященных психологии масс, написана в 1981 году французским психологом С. Московичи - «Наука о массах». Надо сказать, что в своей работе Московичи обозначил схему исследований в области психологии малых групп. Например, чего стоят его слова: «Всякий раз, когда люди собираются вместе, в них скоро начинает обрисовываться и просматриваться толпа. Они перемешиваются между собой, преображаются. Они приобретают некую общую сущность, которая подавляет их собственную; им внушается коллективная воля, которая заставляет умолкнуть их личную волю. Такое давление представляет собой реальную угрозу, и многие люди ощущают себя уничтоженными» (Московичи, 2010, с. 392).

Из отечественных авторов следует выделить В. М. Бехтерева, который в 1921 году издает «Коллективную рефлексологию». Не занимаясь специально вопросами психологии малых групп, он, по сути, предвосхитил исследования в этой области. В. М. Бехтерев придерживался точки зрения, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является личность. Он выделил людей, склонных к коллективной и индивидуальной деятельности. Изучая индивидуальную личность, он установил, что ее поведение отличается от поведения коллективной личности. Если для индивидуальной личности свойственна самостоятельность и независимость, то для коллективной личности свойственны конформизм и групповое подчинение. Бехтерев одним из первых обратил внимание, что любой коллектив подчиняет себе личность, стараясь сделать ее выразителем своих интересов.

Он выделил три основные причины возникновения малой группы:

  • социальный инстинкт, или неосознаваемое побуждение, заставляющее человека объединяться в группу;
  • ожидание социальной поддержки в удовлетворении своих потребностей. Некоторые виды потребностей человек может удовлетворить только в группе, что толкает его на объединение с другими людьми. Прежде всего это потребности в общении, в аффилиации, во власти и т. д.;
  • осознание своей слабости. Индивид понимает, что в одиночку он слабее, чем в группе. Слабый человек может получить поддержку в группе, что заставляет его подчиняться требованиям группы.

Отечественная социальная психология обрела самостоятельность достаточно поздно. Первая лаборатория по социальной психологии была открыта в Ленинградском государственном университете в 1962 году; на базе данного вуза в 1968 году открылась первая кафедра социальной психологии; в 1972 году социальная психология обрела статус квалификационной научной дисциплины.

Первую кафедру по социальной психологии в ЛГУ возглавил сподвижник и крупный ученый - Евгений Сергеевич Кузьмин.

Основным достижением отечественной социальной психологии считается разработка теории коллектива, чему посвящено большое количество работ таких известных сегодня в отечественной психологии ученых, как А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Л. И. Божович, А. И. Донцов и многие другие.

В своем сегодняшнем виде психологическая теория коллектива построена в 1979 году А. В. Петровским. Однако первые описательные признаки коллектива обозначил еще А. С. Макаренко, который в 20-е годы XX века обосновал идею деятельностного опосредования. Макаренко на практике доказал, что главным признаком коллектива является общественно значимая деятельность. В последующем появилась идея личностного опосредования, т. е. общественно важная деятельность должна быть значима для человека.

В 1967 году Л. И. Уманский в социально-психологической лаборатории, созданной в Курском государственном педагогическом институте, предложил параметрическую концепцию коллектива. В соавторстве с И. А. Френкелем и А. С. Чернышевым в 1971 году Л. И. Уманский публикует основные идеи психологии коллектива в работе «Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива». В параметрической концепции коллектива, созданной авторами, выделены следующие его признаки:

  • наличие общих ценностей для всех членов группы;
  • наличие совместной деятельности;
  • эмоциональное единство группы;
  • способность противостоять трудностям и т. д.

Важно отметить, что Л. И. Уманского по праву можно считать одним из первых отечественных авторов, выполнивших работы в области психологии малых групп. Для него коллектив - это группа численностью до 30 человек. С «легкой руки» Уманского в коллективе как малой группе начали экспериментально изучаться ценностно-ориентационное единство членов группы, эмоциональный климат, сплоченность, статусно-ролевая структура и многое другое.

Первые экспериментальные исследования в области психологии малых групп связывают с экспериментом американского психолога Н. Триплета. Ученый обратил внимание на то, что присутствие и поддержка других людей побуждает испытуемых к более энергичным действиям. В 1897 году он организовал эксперимент, направленный на изучение влияния людей в ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не «с секундомером». В последующем данную ситуацию назвали «социальная фасилитация»; наоборот, снижение активности человека в ситуации поддержки со стороны членов группы назвали «социальной ингибицией».

Со временем в социальную психологию пришло понимание, что изучать нужно не большие сообщества, а малую группу, т. е. объединения до 30 человек. В малой группе легко просматриваются успехи и достижения человека, его положительные и отрицательные стороны, эффект социального влияния, объективированный в грамотном или безграмотном социальном поведении человека.

В 1912 году в России вышла книга Дж. Мида «Роль и ролевое поведение», где американский исследователь, социолог и психолог вывел теорию ролей. Социальное поведение он описывает как процесс, состоящий из трех основных переменных: роль, статус и Я. Роль является единицей культуры, статус - единицей общества, а Я - это единица личности. Индивидуальное поведение человека, или его Я, разворачивается в определенной культуре. Через роль человек принимает ценности культуры и в поведении учитывает ее интересы. Роли объективируются в статусах или официальных должностях.

Согласно автору теории, человек приходит в группу и адаптируется в ней посредством принятия роли, которая представляет собой набор норм и правил, которые нужно соблюдать, находясь в группе. Принятие роли - это принятие форм поведения, которые прописаны группой и ею контролируются.

В 1932 году в государственной школе для девушек, в городе Хадсон (США) состоялся эксперимент под руководством Я. Морено. Хадсоновский проект Морено длился два года и позволил реализовать основные идеи социометрии, психодрамы и групповой психотерапии. Так, в школе для девушек Я. Морено на практике реализует идею социометрии: чтобы малая группа функционировала без межличностных конфликтов, необходимо в нее подбирать людей, симпатизирующих друг другу. Хадсоновский эксперимент начинается в столовой для девушек, где исследователь наблюдает открытые формы конфликта: подножки, толчки и высыпание соли в тарелки друг другу. Чтобы межличностные конфликты погасить, группа исследователей предлагает девушкам садиться за обеденный стол рядом с теми, кто им симпатичен. В последующем эта схема реализовалась в учебном классе и спальной комнате девушек.

После 1950 года вышло много работ, которые имеют непосредственное отношение к психологии малых групп. Основной идеей таких работ, выполненных во второй половине XX века, стала демонстрация особенностей влияния группы как целого на ее членов. В эти годы формируется концепция индивида, пассивно испытывающего влияние группы. Самой известной работой на эту тему является исследование профессора Колумбийского университета Соломона Аша, который организовал эксперимент по изучению конформизма, а в 1951 году опубликовал его результаты. Основой эксперимента С. Аша стало исследование уступчивого поведения индивида в ситуации группового давления.

В 1963 году профессором Стенли Милграмом проведен эксперимент по силе послушания авторитетному человеку, результаты которого для многих специалистов стали откровением. В условиях диктата авторитетного человека испытуемый доводил меру наказания «виновного» электрическим током до 450 вольт (при условии, что 160-180 вольт считаются опасными для жизни). Милграм доказал, что многие люди в присутствии влиятельного человека пасуют перед ним, уступая его подчас безнравственным требованиям.

В 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо в Стэндфордском университете был проведен психологический эксперимент, который представлял собой исследование реакции человека на ограничение свободы в условиях тюремной жизни. Зимбардо решил доказать, что высокий уровень агрессивности и презрения к обществу людей, заключенных в тюрьму, их конфликты и выяснения отношений заключены не в их психотипе, а в групповых ролях, которые им приходится исполнять.

За двадцать лет после 1950 года вышло много работ, ставших своеобразными вехами в исследовании феноменов групповой динамики малых групп. Так, Роберт Зайенс объяснил феномены возникновения социальной фасилитации и ингибиции; Мартин Селигман проводит эксперименты по приобретенной беспомощности; Леон Фестингер стал автором терминов «деиндивидуализация» и «когнитивный диссонанс»; в 1971 году американский социальный психолог Ирвин Джанис впервые описал явление огруппления мышления; американский учитель истории Рон Джонс стал автором эксперимента, а в последующем теории следования правилам; посредством теории ценностного обмена американский психолог Джордж Хо-умэнс объяснил феномены развития межличностных отношений группе. Важно отметить, что названные и неназванные феномены работают как в больших, так и малых группах.

Практически весь двадцатый век велись интенсивные исследования в области лидерства и лидерского поведения. Американский психолог К. Бард в 1940 году составил список из 79 черт характера, присущих, с его точки зрения, успешному лидеру. В 1936 году немецкий психолог К. Левин предложил теорию стиля управления людьми, где обосновал три универсальных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический.

Основы ситуативных моделей лидерства в 1967 году заложил американский исследователь, социальный психолог Ф. Фидлер. Согласно его подходу, нет универсальных лидеров, есть лидеры ситуации. Спустя семнадцать лет, т. е. в 1984 году, опять же Ф. Фидлер доработал свою ситуационную теорию лидерства, назвав ее «вероятностная модель эффективного руководства».

В 1971 году американский исследователь Р. Хаус в рамках вероятностного (ситуативного) подхода предложил теорию эффективного лидерства, назвав ее «теория путей и целей». Основные идеи этой теории нашли применение в современной России, в частности при разработке схем стимулирования успешных сотрудников.

В 1973 году В. Вроом разработал модель принятия решений лидером. В 1988 году совместно с А. Яго они доработали модель лидерства, которая в конечном итоге предписывает определенные лидерские действия в конкретных ситуациях. Данную теорию назвали «нормативной», поскольку она указывает, что должны делать лидеры при определенных ситуациях.

В настоящее время Дениэлом Гоулманом с соавторами интенсивно разрабатывается феномен эмоционального лидерства. Считается, что эмоции - это ресурс, который может обеспечить эффективность деятельности группы.

Сегодня активно разрабатываются вопросы экологии группы. Можно сказать, что исследования на эту тему отрабатывают отсроченный спрос. В отечественной социальной психологии экологический аспект жизнедеятельности группы изучался только на космонавтах. Ярким исследователем данного феномена в 1972 году стал В. И. Лебедев - врач и психотерапевт.

Первые книги по психологии малых групп в России связывают с Я. Л. Коломинским. В 1976 году в Минске вышла его книга «Психология взаимоотношений в малых группах»; в 1979 году - вышла переводная версия «Психологии малых групп» болгарского исследователя Любена Деева; в 1991 году Р. Л. Крический и Е. М. Дубовская выпускают первый вариант учебного пособия под названием «Социальная психология малых групп» с последующим переизданием в 2001 и 2008 годах.

Особенностью существующих сегодня на книжном рынке книг и учебных пособий по психологии малых групп является их обзорный характер. В них собран и систематизирован огромный материал по различным аспектам групповой динамики и индивидуального поведения человека, имеющийся в мировой социальной психологии. Однако недостатком этих работ является их сугубо теоретический характер, без практической ориентации.

Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие и виды больших социальных групп
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Феномен группового давления
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Группа и индивид
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Структура малой группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Квазигруппы и их виды
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий