Источники административного права: понятие, особенности, виды

Источники административного права — это формы внешнего выражения административно-правовых норм.

Источники административного права характеризуются следующими особенностям и:
1) разнообразием и множеством источников административно-правовых норм. Это обусловлено предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, требующих правовой регламентации. Кроме того, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким образом, к источникам относятся не только федеральные нормативные правовые акты, но и нормативные правовые акты субъектов РФ. Административно-правовые нормы вправе принимать законодательные органы и органы исполнительной власти (закрепляя их в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах), что также детерминирует разнообразие и множественность источников административного права;
2) отсутствием системообразующего нормативного правового акта, как, например, в гражданском (ГК РФ), трудовом (ТК РФ), семейном (СК РФ) праве и других отраслях. Нет единого административного кодекса; по мнению не только ученых, но и современного законодателя, его невозможно создать: слишком много, и слишком разные общественные отношения регулирует административное право, чтобы регламентировать их в едином акте:
3) мобильностью и изменчивостью, что порождает необходимость ее периодической систематизации в разнообразных формах.

Источники административного права можно классифицировать по двум основным критериям.
1. По уровню принятия:
• международные акты, в которых содержатся нормы административного права (ч, 4 ст. 15 Конституции РФ):
- федеральные акты (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти):
- акты субъектов РФ (конституции и уставы субъектов РФ, кодексы, законы, нормативные акты высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ):
- локальные акты (например, уставы образовательных учреждений).

2. По юридической силе:
• законодательные акты (конституции, кодексы, законы и т. п.);
• подзаконные нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы и т. п.).

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
Темы: