Интеллект: понятие, модели, коэффициент

Мыслит нестандартно, глубоко и непременно заглядывает вперед.

Интеллект (лат. intellects — ум) подразумевает способность к всепроникающему познанию и эффективному решению разнообразных проблем. Это некая совокупность познавательных функций; сюда включается и обобщенная способность к обучению (в немалой степени, в плоскости выживания), и способность к рациональному, отвлеченному, абстрактному мышлению. Фактически, интеллект является мерилом, количественным показателем разумности живого существа с точки зрения человека. Чем более отвлеченными, абстактными категориями оперерирует личность, тем, очевиднее, выше ее уровень интеллекта; при сужении интересов индивида до сферы примитивного выживания уровень интеллекта относят к категории низкого, примитивного.

В классической дефиниции, интеллект — «это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Д. Векслер). Г. Гарднер провел «техническую» аналогию:

«Вообще интеллект можно определить как нейронный механизм или компьютерную систему, которая генетически запрограммирована реагировать на определенные виды внутренней или внешней информации».

В определении Стернберга (Sternberg, 1981) ключевым моментом является способность индивида справляться с новыми задачами:

«Интеллект — способность усваивать и оценивать не просто новую идею, а новый класс идей... новые концептуальные системы».

Так, наблюдая за человеком, занимающимся хорошо знакомыми задачами, сказать о его интеллекте можно лишь очень немного, и это будет лишь поверхностное представление. Если же задача индивиду незнакома, тогда, наблюдая за тем, как он её выполняет, мы узнаем о его интеллекте гораздо больше. Таким образом, наилучшим показателем интеллекта является то, как люди усваивают новое, а не тот уровень знаний, который они накопили к определенному моменту времени (Л.Выгодский).

Интеллект следует рассматривать как сложную композицию из способностей (и результатов) к научению и умения выживать в быстро изменяемой реальности. Возможности интеллекта детерминированы генетическими свойствами нервной системы перерабатывать информацию определенным образом, во всяком случае, во многом зависит от этого.

По мнению автора, в понятии интеллекта должен быть более акцентирован элемент прогноза будущего, предвидения или предвосхищения событий, причем не обязательно логически-рационального; в принципе, он вполне может быть иррационально-образным. Иными словами, интеллект — это способность к предвидению развития событий и выбору оптимального варианта из множества альтернатив. В дефиниции и оценке интеллекта следует учесть еще один важный отличительный признак, который обычно почему-то не упоминают - это избирательность выбора проблемы самим индивидом. Действительно, в безразличных индивиду с могучим интеллектом жизненных ситуациях для окружающих он может казаться, в лучшем случае, «невзрачной серостью», но чаще - немного странным. Иначе говоря, интеллект проявлет себя в полном соответствии со степенью своей заинтресованности стоящей перед ним задачи. В современном информационном обществе могучий интеллект порой настолько сосредотачивается на своей узкой проблеме, игнорируя остальные сферы жизни, что большинство людей такой интеллект попросту не понимают (как, впрочем, и он их); бывает, лишь несколько десятков человек на планете могут по достоинству оценить результат работы гениального интеллекта. На фоне сказанного всплывает третий, возможно самый весомый, отличительный признак интеллекта: стремление к выбору новых, все более усложненных задач для решения.

Интеллект всегда опирается на опыт; поэтому смело можно утверждать, что интеллект прямо соответствует качеству и степени развития ассоциативных связей. В решении сложных проблем интеллект, как уже было сказано, ищет новые пути: он находит отвлеченные либо предлагает свои элементы (свои трактовки), восполняя недостающие звенья в логических цепочках новой, открытой им самим картине мироздания. Корректным показателем высокого интеллекта является способность индивида к принятию неожиданных, неоринарных высокоэффективных решений. Это показательно в реальной жизни, но, увы, пока невоспроизводимо в стандартных тестах.

Интеллект опирается на заложенные априори возможности (генотип), реализованность которых можно описать как фенотип.

В узко-прикладном смысле интеллект соотносят с возможностью мышления найти пути решения возникающих жизненных задач. В основе интеллекта лежит процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. Последний момент предполагает наличие базы знаний и опыта, о чем уже упоминалось выше.

Подводем итог. Наиболее удачной дефиницией интеллекта видится способность субъекта к всепроникающему познанию. Внешним проявлением интеллекта, в широком смысле, является всестороннее понимание жизни, как таковой. В узком - понимание происходящего, интересующего субъект в данный момент. Всестороннее понимание изначально предполагает возможность предвидения (прогноза) развития событий, наличие базы знаний и постоянное активное приобретение все новых и новых знаний (познание), без чего невозможно понимание вечно меняющейся, каждый раз новой жизни. Именно поэтому база знаний является мерилом уровня развития интеллекта, но только поверхностным. В функциональном отношении интеллект — это способность мыслить (Декарт: «мыслю, следовательно, существую»).

Интеллект тесно связан с понятием способностей.

Способности — это индивидуально выраженные возможности успешного обучения и осуществления той или иной деятельности; они уже рассматривались выше. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Креативность. Вызывает интерес изучение особого элемента общих способностей, называемого креативностью. Под креативностью условились понимать свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Фактически креативность идентична понятию творческих способностей. Креативность характеризует готовность продуцирования принципиально новых идей (алгоритмов) решения задачи, которые полностью адекватны по отношению к самой задаче.

Существует ряд технических приемов (методик), позволяющих повысить уровень креативности. В частности, для творческого нестандартного решения имеющейся задачи предложен так называемый связующий алгоритм Кровица (Crovitz, 1970) - легкое практическое руководство к решению проблем, основанное на изменении связей между вещами. Автор выделил 42 "слова-связки см. таблицу 1. Чтобы найти новое творческое решение, следует просто попытаться "связать" элементы разными способами.


Изучение креативности ведется в двух основных направлениях. Одно рассматривает проблему зависимости креативности от интеллекта в плоскости измерения познавательных процессов в связи с креативностью. В другом направлении исследуют личностные черты и мотивационные установки индивида в связи с креативностью.

Школой Дж. Гилфорда выделено 16 гипотетических интеллектуальных способностей в виде необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей, характеризующих креативность. В частности, это:

  • «беглость мысли» (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкость мысли (легкость переключения с одной идеи на другую);
  • оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
  • любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
  • «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула);
  • фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией);
  • способность к разработке гипотезы (умение связывать воедино разрозненные понятия).

Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление». Считается, что дивергентное мышление проявляется в ситуациях несформированности самой проблемы и неопределенности возможных путей ее решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на поиск подходящего «накатанного» решения).

Модели интеллекта

Известно по меньшей мере несколько моделей интеллекта, отличных как по структуре, так и по содержанию.

Традиционная двухфакторная модель интеллекта (Ч. Спирмен) предполагает существование базовой (единой) всепроникающей способности мышления, названной общим интеллектом, или генеральным фактором G (general faсtоr). Общий интеллект G определяет положительные корреляции между различными тестами (успешность выполнения этих тестов) и заложен биологической природой индивидуума. Помимо этого, в интеллекте присутствуют и специфические способности, или факторы (S1S2S3 и т.д.), выявляемые в зависимости от направленности (содержания) методики.

В определенном смысле G-фактор может быть интерпретирован как скорость переработки информации центральной нервной системой, или «умственный темп» (Г. Айзенк).

Л. Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

  • вербальную (словесную) гибкость, подразумевающую легкость объяснения, используя наиболее подходящие слова;
  • вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
  • пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  • память;
  • способность к рассуждению;
  • быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Развитие первичных умственных потенций в определенной степени коррелирует друг с другом, что подтверждает существование теории единого генерального фактора.

По мнению Р. Кеттела, фактор общего интеллекта G, в свою очередь, складывается из двух общих факторов: интеллекта «текучего», или потенциального (gf), и интеллекта «кристаллизованного» (gc). Потенциальный интеллект присутствует с рождения, он лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению и примерно к 20 годам достигает наибольшего расцвета. В процессе жизни параллельно формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, приобретаемых по мере накопления опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.    По этому поводу удачно замечено,    что «кристаллизованный» интеллект формируется в результате взаимодействия потенциального интеллекта с окружающей средой и является, таким образом, результирующим; иными словами, мы никогда не сможем узнать, что представлял собой исходный потенциальный интеллект. Данная ситуация сравнима с ситуацией образования «я»-актуального и «я»-потенциального.

В дальнейшем теория Р. Кеттела была переработана Хорн и Дж.Б. Кэрролом в общую теорию интеллекта (Cattell — Horn — Carroll, 1994 г.). В ней общий уровень интеллекта представлен 10 факторами, каждый из которых предполагает свои специальные умения. Схема данного интеллекта представлена в табл. 2.


В наиболее продвинутых моделях интеллекта целостный процесс познания рассматривают как комбинацию разных форм репрезентаций окружающего мира, например репрезентации действий, образной и языковой. Такой подход позволяет описывать все познавательные процессы путем наложения категорий (по правилам объединения) на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте «критические», т.е. наиболее важные для его существования атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

В подобном ключе решена, в частности, кубическая модель структуры интеллекта (Дж. Гилфорд, 1971 г.). В ней интеллект представлен тремя измерениями (сторонами куба):

  • операциями (каким образом мы думаем: познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность);
  • содержанием (о чем мы думаем: изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий);
  • результатами (к чему приводит умственное действие: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).

Комбинации факторов, принадлежащих к указанным трем измерениям, определяют разные типы интеллектуальных способностей. В данной модели выделено 120 факторов интеллекта.

В другой кубической модели интеллекта (Г. Айзенк) на осях располагаются:

  • на оси 1    — интеллектуальные процессы (восприятие, память, мышление);
  • на оси 2    — тестовый материал (вербальный, словесный, пространственный);
  • на оси 3 — качество процессов (скорость и сила интеллектуальных процессов).

На основе выраженности таких элементов, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок определяется уровень IQ.

В противовес модели Дж. Гилфорда Р. Стернберг несколько позже (1985 г.) предложил трехкомпонентную теорию интеллекта:

  • компонентный интеллект, представляющий внутреннюю обработку информации;
  • эмпирический интеллект, представляющий эффективность овладения новой ситуацией;
  • ситуативный интеллект, отражающий умение вписаться в социальную ситуацию.

Для определения индивидуального интеллекта предложено много специальных тестов (см. главу «психодиагностика»). К сожалению, ни один из многих предложенных диагностических тестов интеллекта на основе существующих моделей нельзя признать достаточно точным по меньшей мере по двум причинам:

  • ни один тест не выявляет главного — умения выживать в условиях меняющейся реальности. Именно поэтому в последние годы стали усиленно разрабатывать теорию эмоционального интеллекта (EQ), который предположительно является эмоциональным эквивалентом познавательного интеллекта IQ. Установлено, что эмоциональный интеллект способен оказать решающую роль в умении оптимального выживания в социуме, вне зависимости от образования и результатов IQ. К примеру, отказавшись от заниженной самооценки человек может достичь большего, нежели просто повышая свой IQ.
  • любой тест предполагает выполнение определенных узко специализированных заданий, большинство из которых после предварительной тренировки можно научится выполнять заметно лучше. Таким образом, при одном и том же уровне интеллекта могут быть получены принципиально разные результаты.

Коэффициент интеллектуальности

В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности». Этот коэффициент, называемый IQ (Intellectual Quotent), вычисляется по результатам опросного тестирования путем деления так называемого умственного возраста на хронологический (паспортный) возраст и умножения полученного частного на 100. Умственный возраст определялся по соответствию фактического числа выполненных заданий показателям шкалы Стенфорда — Бине, т.е. тому среднестатистическому числу заданий, которое выполняется каждой отдельно взятой возрастной группой. Иными словами, коэффициент интеллектуальности IQ позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной группы. Шкала Стенфорда — Бине применяется во всем мире, последняя ее редакция датируется 1986 г.

Границы нормы IQ располагаются между 84 и 116. Показатели, попадающие в данный интервал соответствует идентичности умственного и хронологического возрастов и свидетельствует о «среднестатистическом» интеллекте индивида. У каждого третьего человека IQ находится между 84100 баллами, и такова же доля лиц (34 %) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68 %) и считается людьми со средним интеллектом.

Величина IQ ниже 84 (83-30 и ниже) рассматривается как показатель низкого интеллекта, выше 116 (117-180 и выше) — как показатель высокого интеллектуального развития; на каждую из этих двух групп приходится по 16 % доли населения.

Темы: Интеллект
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Мышление, интеллект и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Интеллект и творчество
Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010...
Интеллект и питание
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Социальный интеллект и социальное мышление
...
Нарушения мышления и интеллекта
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Характеристика детей с умственной отсталостью
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Интеллект и социокультурная среда
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Проблема социального интеллекта
...
Оставить комментарий