Инновационный климат

Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

В макросреде организации выделяются четыре основные стратегические сферы:

  • социальная (С),
  • технологическая (Т),
  • экономическая (Э),
  • политическая (П).

Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом — их влияние на инновационные цели и стратегии, т. е. определение инновационного макроклимата. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других векторов — территориального и отраслевого. Известно, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации.

В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.

Объект анализа — зоны микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, т. е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, т. е. микросреда, представляется совокупностью стратегических зон.

Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по пятибалльной шкале:

  • 5 — состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
  • 4 — состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
  • 3 — состояние данного компонента ненадежно — угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
  • 2 — состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
  • 1 — состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
Темы: Инновации
Источник: Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
Материалы по теме
Сущность и принципы инновационного менеджмента
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Легитимизация
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Причины сопротивления инновациям в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Псевдоинновации
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Педагогическая инноватика: образование и инновации
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Оценка инновационного потенциала
Шеметев А.А., Международные стандарты инновационного менеджмента
Роль инновационного потенциала в организационном развитии
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Сущность инновационной деятельности предприятия
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Оставить комментарий