Инновации в группе

Совершенствование методов организации группового творчества ставит вопрос о необходимости повышения эффективности процессов оценки и внедрения продуктов этого творчества. Кроме этого, в совместной творческой деятельности наряду с рождением новых оригинальных идей имеют место процессы их восприятия и обсуждения. На основные параметры этих процессов оказывает влияние уровень инновационности как отдельных участников группового творчества, так и всей группы в целом. Для повышения уровня групповой инновационности необходимо выполнение двух основных условий: высокой внутригрупповой интеграции ее членов и взаимопонимания между ними, а также высоких внешних требований, во многом стимулирующих и направляющих групповой инновационный процесс. Наличие высоких внешних требований определяет основное отличие групповой инновационности от групповой креативности, для которой одним из важнейших факторов является высокий уровень безопасности и взаимной поддержки членами группы друг друга. Ключевым индикатором групповой инновационности является рефлексивность — интенсивность, с которой члены группы совместно задумываются об основных групповых целях, стратегиях их достижения, возможностях организационного раз¬вития и пр. Рефлексивность состоит из трех основных элементов: осмысления, планирования и действия. Осмысление в свою очередь состоит из внимания, сознательности, наблюдения и оценки объекта осмысления. Фактор планирования характеризуется степенью детализации, иерархичностью планов, уровнем представленности основных потенциальных проблем, а также соотношением кратко- и долгосрочных планов. Действие касается поведенческих проявлений участников инновационного процесса в группе, направленных на достижение общегрупповых целей и реализации общегрупповых стратегий [West, 2004].

В формировании и развитии групповой инновационности в отличие от креативности значительно большую роль играет позиция лидера или руководителя, а также реализуемый ими стиль лидерства. В этой связи выделяются два основных стиля руководства: трансформационный и трансакционный. Трансакционное лидерство ориентировано на использование для управления группой методов обмена, вознаграждения, наказания и пр., т.е. стандартного набора управленческих воздействий, неспособных изменить участников инновационного процесса «изнутри». Трансформационное лидерство может оказывать более мощное глубинное воздействие на членов группы, выводя эф¬фективность их работы на совершенно новый уровень [Bums, 1978; West, 2004]. Это происходит благодаря тому, что лидеры трансформационного типа воодушевляют членов группы, используя при этом свою харизму и устремленность в будущее. Трансформационным лидерам свойственны [Bass, 1985; Sosik, Kahai, Avolio, 1998; Wilson-Evered, Hartel, Neale, 2001]:
• уверенность в себе,
• внимание к другим людям, их нуждам и потребностям,
• умение быстро воспринимать реакции других участников группы на те или иные события и обстоятельства.

Особо следует отметить роль эмоций в групповом инновационном процессе. Сталкиваясь с организационными изменениями, каждый участник группы по-своему реагирует на них. В масштабе всей группы такие индивидуальные эмоциональные реакции перерастают в общегрупповые эмоции. Успешность инновационного процесса во многом обусловливается следующими факторами:
• общностью групповых целей и ценностей, на основе которых у различных членов группы формируется сходная оценка ситуации, что в свою очередь ведет к появлению сходных чувств [Schein, 1992; Huy,
2005];
• тем, что в условиях групповой деятельности различные тенденции находят свое проявление в чувствах значительно легче, чем в индивидуальной, поскольку членство в группе придает ее участникам ощущение силы, позволяет им быть более решительными и смелыми
[Barsade, Gibson, 1998];
• эффектами эмоционального заражения, возникающими в процессе совместной работы, когда участники группы могут бессознательно имитировать или продолжать действия друг друга [Huy, 2005];
• тем, что возможные угрозы и риски, связанные с последствиями организационных изменений, усиливают у участников потребность в аффилиации [Gump, Kulick, 1997].

Общегрупповой уровень инновационности во многом определяет стилистику и направленность протекания процессов восприятия членами группы идей друг друга. Это может прямым образом влиять на дальнейшую судьбу этих идей.

Совместное творчество оказывает влияние не только на динамику показателей креативности его участников, но и создает особые условия, в которых может меняться их отношение к творческим продуктам друг друга. Как показали экспериментальные исследования последних десятилетий, это влияние может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на индивидуальную креативность. Знак этого влияния во многих случаях может определяться конкретной формой группового творчества, а также содержательными характеристиками творческих продуктов его участников. Зачастую главным фактором, определяющим общегрупповую креативность, а также возможности для восприятия и модификации участниками идей друг друга, является личность лидера этой группы и стилистика его взаимодействия с остальными ее членами. В этой связи особую важность приобретает проблематика стимуляции креативности и инновационности человека для более полного раскрытия его творческого потенциала и повышения эффективности его работы в условиях совершенствования, модификации и последующего внедрения новых идей и решений.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007