При реализации любого вида управления возникают объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой деятельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии.
Субъектом управления выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор) — лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Предметом и продуктом труда менеджера является информация, на основе которой рождается решение. Принятие решений для менеджера выступает как его управленческий труд, который проявляется, трансформируется и реализуется в трех формах:
• эвристического (анализ);
• функционального (планирование и учет, организация, координация, мотивация, контроль и др.;
• технического (реальное доведение до исполнителя).
Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента были сформулированы одним из основоположников Анри Файолем. В настоящее время принято выделять следующие основные функции:
• организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;
• прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации;
• реализация полномочий в целях координации работы подразделений и сотрудников организации и принятие в рамках полномочий управленческих решений;
• разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;
• мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.
Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание и развитие.
В определенной степени адаптация — это некая интегральная функция всех функций менеджмента и особенно метафункций — стратегии, инноваций и информации.
Следует отметить, что ни одна из перечисленных и других функций управления не может быть реализована изолированно, поскольку находится в диалектической связи с другими. Выше были перечислены пять основных функций менеджмента (планирование, организация, координация, контроль и мотивация), которые при простом подсчете порождают десять потенциальных взаимосвязей и которые должны быть просчитаны менеджером при принятии управленческих решений. Если в каждой функции выделить две подфункции, то количество связей возрастает до 45, если четыре — до 190. В реальной практической деятельности количество подфункций значительно выше, и, следовательно, количество возможных сочетаний может достигать астрономических цифр. Вот почему профессию менеджера можно отождествлять с искусством!
Основными задачами менеджмента являются следующие:
• обеспечение баланса интересов управляющей, управляемой и информационной систем и предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов в коллективе;
• снижение уровня загрязнения природной среды;
• обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и услуг;
• изучение потребностей рынков потребителей продукции и услуг, конъюнктуры рынков производителей товаров;
• рациональное обеспечение всеми видами ресурсов и их эффективное использование;
• формирование процессов сбыта произведенной продукции и услуг;
• создание благоприятного отношения к продукции и коллективу во внешней среде;
• формирование международных и региональных коммуникативных связей;
• обеспечение безопасности экономической и информационной деятельности управляющей, управляемой и инфомационной систем;
• создание процесса мониторинга элементов внешней среды макро- и микроуровня;
• формирование рациональных механизмов управления;
• построение надежных организационных структур управления;
• выявление и использование внутренних резервов управляющей, управляемой и информационных систем;
• повышение производительности индивидуального и коллективного труда управленцев и работников, производящих продукцию и услуги.
Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:
• как часть науки об управлении в сложных организационно-экономических системах локального уровня;
• как коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления, выполняющий задачи линейного и функционального управления;
• как вид профессиональной деятельности, требующий наличия не только специального высшего профессионального образования, но и дополнительного послевузовского образования.
Необходимость получения последнего обусловлена увеличением сложности менеджмента, сфер его деятельности — технологических, коммуникативных, информационных, маркетинговых и других процессов, расширением ассортимента и качества продукции, диверсификацией рыночных стратегий, глобализацией производственных, обеспечивающих и сбытовых процессов, что приводит к вертикальной и горизонтальной интеграции управления, формированию новых форм его организационных структур.