Инфраструктура менеджмента

При реализации любого вида управления возникают объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой деятельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии.

Субъектом управления выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор) — лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Предметом и продуктом труда менеджера является информация, на основе которой рождается решение. Принятие решений для менеджера выступает как его управленческий труд, который проявляется, трансформируется и реализуется в трех формах:
• эвристического (анализ);
• функционального (планирование и учет, организация, координация, мотивация, контроль и др.;
• технического (реальное доведение до исполнителя).

Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента были сформулированы одним из основоположников Анри Файолем. В настоящее время принято выделять следующие основные функции:
• организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;
• прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации;
• реализация полномочий в целях координации работы подразделений и сотрудников организации и принятие в рамках полномочий управленческих решений;
• разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;
• мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.

Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание и развитие.

В определенной степени адаптация — это некая интегральная функция всех функций менеджмента и особенно метафункций — стратегии, инноваций и информации.

Следует отметить, что ни одна из перечисленных и других функций управления не может быть реализована изолированно, поскольку находится в диалектической связи с другими. Выше были перечислены пять основных функций менеджмента (планирование, организация, координация, контроль и мотивация), которые при простом подсчете порождают десять потенциальных взаимосвязей и которые должны быть просчитаны менеджером при принятии управленческих решений. Если в каждой функции выделить две подфункции, то количество связей возрастает до 45, если четыре — до 190. В реальной практической деятельности количество подфункций значительно выше, и, следовательно, количество возможных сочетаний может достигать астрономических цифр. Вот почему профессию менеджера можно отождествлять с искусством!

Основными задачами менеджмента являются следующие:
• обеспечение баланса интересов управляющей, управляемой и информационной систем и предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов в коллективе;
• снижение уровня загрязнения природной среды;
• обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и услуг;
• изучение потребностей рынков потребителей продукции и услуг, конъюнктуры рынков производителей товаров;
• рациональное обеспечение всеми видами ресурсов и их эффективное использование;
• формирование процессов сбыта произведенной продукции и услуг;
• создание благоприятного отношения к продукции и коллективу во внешней среде;
• формирование международных и региональных коммуникативных связей;
• обеспечение безопасности экономической и информационной деятельности управляющей, управляемой и инфомационной систем;
• создание процесса мониторинга элементов внешней среды макро- и микроуровня;
• формирование рациональных механизмов управления;
• построение надежных организационных структур управления;
• выявление и использование внутренних резервов управляющей, управляемой и информационных систем;
• повышение производительности индивидуального и коллективного труда управленцев и работников, производящих продукцию и услуги.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:
• как часть науки об управлении в сложных организационно-экономических системах локального уровня;
• как коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления, выполняющий задачи линейного и функционального управления;
• как вид профессиональной деятельности, требующий наличия не только специального высшего профессионального образования, но и дополнительного послевузовского образования.

Необходимость получения последнего обусловлена увеличением сложности менеджмента, сфер его деятельности — технологических, коммуникативных, информационных, маркетинговых и других процессов, расширением ассортимента и качества продукции, диверсификацией рыночных стратегий, глобализацией производственных, обеспечивающих и сбытовых процессов, что приводит к вертикальной и горизонтальной интеграции управления, формированию новых форм его организационных структур.

Ключевые слова: Управление, Инфраструктура
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
История развития менеджмента. Эволюция управленческой мысли
Овчарова Р.В., Психология менеджмента
Ситуационный подход в управлении
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Понятие и научный аппарат психологии управления
Психология управления. Модульный курс [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов...
Правило Парето
Управление временем. Йорг Кноблаух. Хольгер Вёльте
Персонал как объект управления
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Научные школы менеджмента
Основы менеджмента., Семенов Набоков., 2008
Предыстория науки управления
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Всеобщее управление качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий