Инфраструктура инвестиционного рынка

В общем виде установившийся инвестиционный рынок интегрирует другие отдельные рынки и имеет следующую структуру.

В качестве объектов реального инвестирования на рынке выступают капитальные вложения во всех их видах, объекты приватизации, недвижимости, предметы коллекций, драгоценности, фондовые ценности, депозитные вклады и т. д.

Состояние инвестиционного рынка в целом и отдельных составляющих его сегментов характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов постоянно изменяется. В то же время инвестору необходимо знать, на какую степень активности инвестиционного рынка следует ориентироваться в том или ином периоде. Степень инвестиционной активности рынка и соотношение его элементов изучаются с помощью рыночной конъюнктуры.

Рыночная конъюнктура — форма проявления на инвестиционном рынке системы факторов (условий), определяющих соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции.

Для конъюнктуры инвестиционного рынка характерны четыре стадии: подъем конъюнктуры (I), конъюнктурный бум (II), ослабление конъюнктуры (III) и конъюнктурный спад (IV).

Характеристика этапов конъюнктуры инвестиционного рынка приведена в табл. 8.6. Этапы подъема конъюнктуры и конъюнктурного бума наиболее приемлемы для инвесторов. Необходимо отметить, что этапы I и III обычно более продолжительны, чем этапы II и IV, которые также характеризуются наличием верхней (А) и нижней (В) точки изменения конъюнктуры.

Циклическое развитие и изменчивость рынка требуют систематического мониторинга его конъюнктуры для формирования эффективной инвестиционной стратегии и принятия экономически обоснованных инвестиционных решений.

Процедура изучения инвестиционного рынка и конъюнктурного анализа включает обычно три основных этапа:
1. Текущее наблюдение за инвестиционной активностью, в первую очередь, на тех сегментах рынка, в которых намечается осуществлять или уже осуществляется инвестиционная деятельность. На данном этапе формируется целенаправленная система показателей, характеризующая основные элементы рынка.
2. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных тенденций ее развития. Выявляются особенности конкретных сегментов рынка и тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения.

3. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности. Составление прогноза учитывает:
• выбор периода прогнозирования (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный);
• определение глубины прогнозных расчетов (показатели в разрезе отрасли, подотрасли, региона, страны);
• выбор методов прогнозирования и осуществление прогнозных расчетов (наиболее часто используются факторный и регрессионный анализ, которые дополняются методом экспертных оценок). Первый (основной) состоит в изучении отдельных факторов, влияющих на состояние основных элементов рынка. Второй основан на распространении выявленной конъюнктурной тенденции на последующие периоды.

Процесс изучения инвестиционного рынка отражает основные механизмы, применяемые в системе маркетинга и выявляет лишь специфические аспекты и тенденции инвестиционного рынка и состоит из ряда последовательных шагов, связанных с изучением внешних характеристик инвестиционного рынка и связанных областей, оценки инвестиционной привлекательности предприятия, отрасли, региона и формирования направлений развития факторов инвестиционной деятельности, что определяет инвестиционную стратегию.

Такая последовательность изучения инвестиционного рынка и отдельных его элементов позволяет получить надежную информацию для разработки принципов формирования эффективной стратегии инвестиционной деятельности и определения оптимального инвестиционного портфеля.

Источник: 
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007