Термин «информационные технологии» — один из новейших в политологической науке, означающий совокупность приемов и методов, направленных на сбор, переработку, трансформацию, накопление и переработку информации. В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как М. Горшков, В. Комаровский, С. Кара-Мурза, А. Мелюхин, Ж. То-щенко и др. Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).
Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, политики, государства и гражданского общества. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если в начале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить: «кто владеет информацией, тот правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами.
Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. В новом тысячелетии конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и глобальных информационных сетей создает принципиально новое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении проблем национальной безопасности — политической, экономической, военной, экологической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.
Информационные технологии управленческого процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации. Это механизм регулирования информационных потоков в органах государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой.
Государственное управление предполагает эффективное использование информационно-технологических приемов и методов. Речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.
Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях, областях, городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации. В данном случае они выполняют информационную, трансформационную и управляющую функции. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов. Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.
В органах государственной власти и управления происходят существенные изменения обработки управленческой информации. Внедряются автоматизированные технологии по экспертизе и аналитическим процедурам. Создаются новые системы связи на национальном уровне. Разрабатываются корпоративные информационные системы, ведомственные системы закрытого типа и ограниченного доступа. Наиболее эффективно развиваются информационно-аналитические системы в администрациях субъектов Российской Федерации, инициированные соответствующими управлениями Администрации Президента, а также аналитическими службами Государственной Думы и Совета Федерации России. Информационные технологии стали важнейшим фактором повышения эффективности управления практически во всех сферах общественной деятельности. Они перестали выполнять просто вспомогательные функции в деятельности государственных учреждений, а стали их необходимым и важнейшим элементом.