Информационная культура

Информационная культура — составная часть общей культуры, выполняющая информационное обеспечение человеческой деятельности в условиях современного научнотехнического процесса. Однако это не означает, что информационная культура — порождение постиндустриального общества. Она представляет собой деятельностную инфраструктуру, сопутствующую человечеству на протяжении всей истории и включающую все сферы деятельности человека как социального существа. Именно так подходит к информационной культуре специализирующийся на философских проблемах познания философ С. М. Оленев, предметно осветивший вопросы преемственности и новаций информационной культуры на рубеже тысячелетий. Исследователь Г. В. Полякова, защитившая (2015) посвященную информационной культуре в современном обществе диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, резонно отмечает, что, хотя понятие «информационная культура» относительно прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, в научном плане оно не является устоявшимся и однозначно определенным. Автор выделяет два основных подхода к трактовке понятия: культурологический и информационный, принципиального различия в которых она, по ее словам, не видит, ибо в обоих случаях речь идет об отражении специфики определенного этапа развития человеческой цивилизации, в основе духовной и практической деятельности которого лежит адекватный ему уровень функционирования (культура) информации. В трактовке Г. В. Поляковой,

«информационная культура есть одновременно и результат, и качественный показатель исторических этапов развития общества, в которых исключительно важную роль играли информационные революции».

Согласно указанной работе (далее следует прямая цитата), «информационная культура выступает как специфическая часть общей культуры, одновременно объединяющая в себе исторически обусловленные уровень и способ (метод) «духовно-практического освоения действительности, зафиксированные и передаваемые от поколения к поколению посредством различных материальных носителей. Как “единое многообразное целое”, она содержит в себе и диалектическое противоречие, обусловленное тем, что информация и культура, как фундаментальные её составляющие, различаются по способам освоения окружающей действительности: для первой свойственна знаковая форма отражения мира, для второй — специфические артефакты, отражающие мир как в художественных образах, так и в характерных для данной эпохи правовых и нравственных нормах поведения. Соответственно внутренними источниками развития выступают разные элементы: для информации они в основном научно-технические, для культуры — нравственно-эстетические».

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Культурная картина мира
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Доминанты культуры новгородско-киевской Руси
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Московской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Осмысление культуры в эпоху Просвещения
Монина Н.П., Культурология
Классификация организационных культур
Менеджмент. Учебное пособие
Формы и разновидности культуры
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие
Монина Н.П., Культурология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий