Индо-буддийский тип культуры

Культура древней Индии проходит многовековую историю, начиная с Храппской (III-II тыс. до и. э.) и Ведической культур (середина II тыс. до и. э.) и заканчивая Кушано-Гуптским периодом (I—III вв. и. э.). Она отличается сочетанием различных религиозных, политических и общественных форм жизни.

В Ведический период общество было поделено на варны -группы людей, различающихся общественным положением, правами и обязанностями. Основными варнами считаются:
• брахманы - это жрецы;
• кшатрии - военная знать, цари, занимавшие в государственном аппарате ведущие посты;
• вайшьи - свободные общинники, ремесленники и торговцы;
• шудры - низшая варна, потомки покоренных племен.

Веды представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Они написаны на древнейшей форме санскрита. Веды состоят из четырех частей:
• Ригведы («Книга гимнов»),
• Самаведы («Книга песен»),
• Яджурведы («Книга жертв»),
• Атхарваведы («Книга заклинаний»).

К ведической литературе также относятся позднее появившиеся комментарии вед - брахманы и упанишады. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед.

К этой же литературе примыкает и «веданта» - произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др.

В Кушано-Гуптский период разделение общества ужесточается: появляются касты - замкнутые группы людей, обособившиеся в соответствии с выполняемой ими общественной ролью, наследственными занятиями, профессией. В отличие от вари касты имели внутреннюю администрацию и их связывали обязательства взаимопомощи, производственного процесса, права общения с представителями других каст.

Духовная культура Индии представлена многообразием религиозных верований, при всем отличии сохраняющих преемственность. В Ведический период наибольшего распространения достигает брахманизм - вера в многочисленный пантеон богов, составленный из верований различных племен. Согласно брахманизму мир создан верховным божеством - Брахманом, разделившим мир на противоположности в целях управления ими. Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов, и в каждой местности почитали свое божество. Общей идеей индийской религии и философии является идея сансары. Сансара - это цепь перерождений человеческой души, которая зависит от кармы. Кармой называется сумма добрых и злых дел, совершенных человеком в этой жизни и обусловливающих по¬следующее перерождение. Основной целью человеческой жизни считалось улучшение кармы для достижения состояния мокши - прекращения перерождений, достичь мокши могли только брахманы-жрецы. Эту несправедливость и кастовое неравенство стремится преодолеть буддизм.

Буддизм - это самая первая из мировых религий, возникшая в середине 1 тыс. до и. э. Ее основателем является Сидд-хартха Гаутама (623-544 гг. до и. э.), происходивший из царского племени шакьев. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах и о восьмеричном пути, в конце которого достигается состояние свободы и озарения - нирвана.

Четыре благородные истины:

  • существуют страдания;
  • причина страданий - желания, терзающие человека;
  • избавившись от желаний человек, освобождается от страданий;
  • есть путь избавления - учение Будды.

Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Цель буддиста - выход из «колеса» сансары путем достижения нирваны - состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от страданий и от желаний.

Развивая свое учение, Будда Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) разработал подробный восьмеричный путь приближения к нирване. Он имеет следующие этапы:

  1. праведная вера - следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсть;
  2. праведная решимость - следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
  3. праведная речь - следует следить за своими словами, чтобы они не вели к злу, - речь должна быть правдивой и доброжелательной;
  4. праведные дела - следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела;
  5. праведная жизнь - следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
  6. праведная мысль - следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе;
  7. праведные помыслы - следует уяснить, что зло - от нашей плоти;
  8. праведное созерцание - следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться созерцать, углубляться в поисках истины.

Буддизм оказался приемлемым для различных слоев общества и для разных народов. Постепенно выкристаллизовались две версии буддизма:

  • Хинаяна (узкий путь спасения),
  • Махаяна (широкий путь спасения).

Однако в силу недостаточности развития рабовладельческих отношений, из-за существования кастовости и территориальной раздробленности буддизм не стал господствующим вероучением. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет новое вероучение - индуизм.

Индуизм - это религиозное верование, возникающее в I-II в. и. э. и представляющее собой сплав идей брахманизма, буддизма и племенных верований. Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению, превращается в божество. Культ могущественного Будды потребовал строительства многочисленных храмов - ступ, стамбах (пещерный храм). Создается учение об аде и рае, формируется культ святых, достигших ступени Будды. Началом становления индуизма становится возвращение к Ведам, учению о карме, сансаре, мокше и кастах. Индуизм строится на почитании трех божеств: Брахмы, Вишну и Шины. Брахма -это бог - творец Вселенной; Вишну - бог - хранитель мирового порядка; Шива — это бог разрушитель, воплощающий космическую энергию. Это вероучение представляет собой синтез абсолютного духа и различных богов местных племен, приспособляемых к земным условиям и участвующих в земных событиях.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.