Индивидуальные стили мышления

Индивидуально-личностные особенности человека предопределяют различный уровень развития тех или иных видов мышления. Это особенно ярко проявляется в отношении индивидуальных стилей мышления.

Стиль мышления - типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности. Эта система складывается в детстве и обусловлена как индивидуально-личностными особенностями человека, так и его социальным и профессиональным опытом. Стиль мышления отражается на постановке проблем (их глубине, широте), способах их решения, на поведении человека в повседневности.

Стиль мышления не может быть лучшим или худшим. Он может оказаться неудачным для данной конкретной ситуации. Различают синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический стили мышления. Впервые такая классификация была предложена американскими психологами А. Харрисоном и Б. Брэмсоном в 1981 г. Чаще всего, когда говорят о стиле мышления индивида, то имеют в виду его доминирующий стиль.

Для синтетического стиля характерно преобладание логических операций синтеза, когда из отдельных элементов создается целое, обладающее совершенно новым качеством, отсутствующим в элементах этого целого. Девиз «синтезаторов»: «Что, если?». Но дальше следуют чаще всего только размышления. Мысленный эксперимент, теоретизирование, комбинирование идей, способность видеть противоречия во всем и находить общее в любых противоречивых ситуациях чувство нового — все это психологическая «экипировка», характерная для синтезаторов.

Синтезатора нетрудно распознать:

  • его речь эффектна, но сложна и изобилует словами «а что, если», «вероятно», «с другой стороны» и др.;
  • внешний вид: вызывающая, скептическая или невнимательная манера разговора;
  • он нередко высказывает приличную идею, но тут же сам ее разбивает;
  • любит позицию третьей стороны, позволяющую зависать над собеседниками (максималист);
  • в напряженных ситуациях отпускает шуточки.

Успешное взаимодействие с синтезатором предполагает:

  • применение способа «честной хитрости», возвращающего его на землю;
  • ведение с ним «потешных боев» (через обмен колкостями, шуточками);
  • создание для него неформальной обстановки обсуждения проблем.

При идеалистическом стиле в процессах мышления доминируют потребности, мотивы, ценности. Девиз Идеалиста»: «Куда мы идем и почему?»- Его маяк - «общее благо». Для него характерно.

  • внимание к целям, человеческим потребностям, мотивам, ценностям;
  • Устремленность на достижение полного согласия;
  • склонность к интуитивным, глобальным оценкам (детали, логика, факты, строгий анализ - слабое место идеалиста, отсюда - отложенные решения).

Идеалиста выдают:

  • открытая улыбка, одобрительные кивки головы, заинтересованный вид;
  • склонность говорить: «Как вам кажется?», «Не думаете ли вы, что...»;
  • склонность задавать непрямые вопросы.

Влиять на идеалиста можно, если:

  • не нарушать его возвышенных ценностей;
  • помогать ему не быть приятным всегда и во всех отношениях;
  • не быть настойчивым с ним.

При прагмастическом стиле процессы мышления базируются на непосредственном личном опыте и сиюминутной ситуации. Девизы прагматика: Действуй по обстоятельствам, используй случай. Прагматик выделяется:

  • простыми и ясными идеями, краткосрочными планами, склонностью к экспериментаторству;
  • способностью интуитивно схватывать существо вопроса (нацеленность на поиск быстрой отдачи по принципу «здесь и сейчас);
  • рассуждением на уровне тактики, но не стратегии.

Распознать прагматика можно по:

  • дружелюбному внешнему виду, подвижности, общительности, юмору;
  • скучающему виду, когда разговор идет по плану и касается подробностей.

Чтобы управлять прагматиком, необходимо:

  • избегать в разговорах с ним грандиозных замыслов;
  • давать возможность ему постоянно ощущать свою привлекательность.

Реалистический стиль мышления опирается прежде всего на эмпирику, а не на теорию: реально то, что можно увидеть, услышать, к чему можно прикоснуться, что можно понюхать, пережить. Девизы реалиста: «Факты есть факты», «Давайте посмотрим себе под ноги!». Он доверяет исключительно своему личному опыту и все сводит к простейшей форме. «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?» — вот шестерка его слуг.

При распознании реалиста следует обратить внимание на его:

  • внешнюю прямоту, убежденность в своей правоте, независимость, напористость;
  • способность быстро и ясно выражать свое мнение, свое согласие или несогласие;
  • характерные речевые обороты: «для меня очевидно», «всем известно, что», «я убежден»;
  • общительность (но без сентиментальности);
  • склонность говорить о «приземленных» делах;
  • желание «полидировать», склонность держать людей в руках.

Договориться с реалистом можно, если:

  • завладеть его вниманием;
  • проявлять вежливую твердость, когда он пытается вами манипулировать;
  • избегать сильной зависимости от него во избежание потери уважения.

Как правило, у человека наличествует несколько доминирующих стилей мышления. Иногда эти стили сотрудничают друг с другом, иногда конфликтуют. Совмещение двух различных стилей в человеке — процесс не аддитивный. Наложение стилей приводит нередко к какому-то новому качеству личности.

Обладатели трех доминирующих стилей пренебрегают стилями, не вошедшими в их «семейную» тройку. Это их слабость. Люди с равнозначными стилями мышления («пятиглавые») более адаптивны к ситуациям решения задач, однако менее устойчивы и предсказуемы в мыслях и действиях. Они, как правило, уступают «одноглавым» в мастерстве владения их любимым единственным стилем.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Темы: 
Материалы по теме
Мышление как психический процесс
Середина Н. В., Шкуренко Д. А., Основы медицинской психологии: общая, клиническая,...
Мышление, как познавательный процесс
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Тест творческого мышления П. Торренса
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Активизация и нарушения процессов мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Операции мышления и процесс решения задач
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Индивидуальные особенности мышления
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Активность личности и личность в мышлении
Петровский В.А., Психология неадаптивной активности
О свойствах человека
...
Оставить комментарий