Имидж педагогов

Имидж — это образ человека, возникающий у других людей в процессе взаимодействия (Перелыгина Е. Б., 2002), или образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми (Петрова Е. А,, 2003). Он раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо (Черепанова В. Н., 1998). Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.

В последние годы имиджу педагогов были посвящены некоторые исследования и публикации (Аксельрод А. Л., 2006; Апраксина М. В., 2000; Иванько Т. А., 2002; Сорокина Г. Г., Козлова С. А., 2001; Черепанова В. Н., 1998). В. Н. Черепанова определяет положительный имидж педагога как гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. А. Л. Аксельрод определяет профессиональный имидж учителя как совокупность таких характеристик учителя, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.

В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя — классический деловой. Для мужчин — это строгий костюм с галстуком. Для женщин — жакет и юбка длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, мало интересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный. Интересный факт отмечен в зарубежных исследованиях: оказывается, южане и сельские жители, в отличие от городских и жителей Севера, более терпимы к пестрым нарядам педагогов.

A. Л. Аксельрод подчеркивает отличие в имидже естественного и искусственного, т. е. истинного имиджа педагога от маски, изображения профессионализма, которого еще нет. В имидже отражаются только та мера профессионализма, которой обладает педагог, и те профессиональные черты, которые ему присущи.

Возникает вопрос: для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Отвечая, можно указать на несколько моментов, важных для педагогического процесса:
1) имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело;
2) имидж дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом;
3) имидж помогает проявить педагогу профессиональное своеобразие, его «индивидуальное в профессиональном»;
4) имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального;
5) работа над своим имиджем служит средством самопознания и профессионального самосовершенствования.

B. Н. Черепанова отмечает, что негативный имидж педагога приводит к деструктивному изменению его личности, эмоциональному выгоранию, потере квалификации. Не меньше от отрицательного имиджа учителя страдают и ученики, особенно первоклассники. В. Н. Черепанова выявила, что за год обучения с учителем, обладающим отрицательным имиджем, у учеников выросла тревожность, 5,3% первоклассников потеряли навык приличного поведения в обществе, 24,4% перестали следить за своим внешним видом, 26,6% стали проявлять признаки агрессии по отношению к ученикам противоположного пола.

Формирование позитивного имиджа учителя способствует росту педагогического мастерства педагога, приводит к его положительным личностным изменениям, а также положительно сказывается на учениках. Так, за год обучения у учителя с положительным имиджем у учащихся снизилась тревожность, 39,4% первоклассников научились хорошим манерам, 38,3% учеников начали следить за своей внешним видом, 28,7% учеников стали уважительно относиться к учащимся противоположного пола. Кроме того, у первоклассников повысился уровень обученности.

К сожалению, как следует из данных В. Н. Черепановой, позитивным имиджем обладают лишь малая (15%) часть учителей; 22% учителей не имели достаточных знаний и умений для того, чтобы сформировать привлекательный для учеников образ.

Предъявление себя как профессионала требует учета того, как тот или иной имидж педагога будет воспринят учащимися. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся предъявляют определенные ожидания относительно педагога. Поэтому, например, мини-юбка на учительнице может расцениваться учащимися как проявление легкомыслия и даже как сексуальный вызов. Неудивительно, что приказом Министерства образования России учителям недавно было запрещено носить мини-юбки.

В психолого-педагогической литературе сегодня активно разрабатывается проблема личности педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, среди них Л. А. Петровская, А. К. Маркова, А. К. Болотова и другие, говорят в этой связи о новом типе педагога — фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик. Наиболее важные — истинность, открытость в общении, принятие себя и принятие других, эмпатическое понимание и т. д. Среди других не менее значимых качеств — уверенность в себе, способность к самораскрытию, раскрепощенность.

Если говорить об имидже педагога, то имевшее место в течение многих десятилетий представление о его личности на самом деле было описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога — позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование разных психологических защит и т. д. Имидж педагога-фасилитатора, на наш взгляд, должен прежде всего опираться на такие качества, как уверенность в себе и раскрепощенность.

Когда студентам задаешь вопрос о том, каким они представляют себе раскрепощенного учителя, то, как правило, получаешь интересные и неоднозначные ответы. Из пятидесяти респондентов, опрошенных нами, примерно две трети остановились на описании личностных характеристик раскрепощенного педагога (раскованность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, мастерское владение предметом, общительность, жизнерадостность, стремление к росту, естественность, энергичность и т. д.). Чуть меньше одной трети студентов, в основном те, кто уже имел опыт работы в школе, анализировали собственный стиль общения с учениками («общаюсь на равных с ребятами», «школьники — это тоже взрослые люди», «стремлюсь к раскованному общению»). <...> Итак, о том, каким должен быть раскрепощенный учитель, и психологи и студенты имеют представление. На основе их описаний можно составить структуру имиджа педагога гуманистического плана, которого все чаще называют сейчас педагогом-фасилитатором.

Что же касается имиджа преподавателя вуза, то проблема эта до сих пор остается практически неисследованной.

На наш взгляд, в связи с переменами в системе преподавания в вузах, касающимися повышения требований к качеству преподавания, вопрос имиджа преподавателя высшей школы сегодня особенно актуален. Здесь много проблем, начиная со стиля одежды, мимики, жестов, речи, общей эрудированности, в основе которой лежит интеллект, способ мышления, и заканчивая мировоззренческими установками. <.> Педагог-фасилитатор необходим студентам прежде всего потому, что они нуждаются в неформальном, недистантном общении с педагогом, в полнокровном, дающем пищу не только уму, но и сердцу, диалоге. Запоминаются, как правило, те педагоги, которые сумели принять студентов такими, какие они есть, имевшие мужество быть раскованными, раскрепещенными, открытыми и уверенными в себе. На наш взгляд, именно эти качества наиболее значимы в структуре имиджа педагога-фасилитатора.

Как отмечает В. Н. Черепанова, барьерами в реализации педагогического имиджа могут стать каузальная атрибуция (приписывание учениками учителю каких-то черт, исходя из собственного опыта), стереотипизация, эффекты ореола, первичности и новизны. Кроме того, позитивное воздействие имиджа учителя на учащихся существенно затрудняется или становится невозможным при наличии смыслового, морального, мотивационного, эмоционального, эстетического и ригидного барьеров.

Источник: 
Ильин Е.П., Психология для педагогов