Харизматическая власть

Управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств называется харизматической власти. Рузвельта и Робеспьера, Ганди и Мао, Шарля де Голля и Валери Жискар д'Эстена или же Леона Блюма с Марше или Миттераном объединяет одно — их можно отнести к харизматическим лидерам.

Харизма (от греч. kharisma — божественная милость, дар от kharis — прелесть, удовольствие) — исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».

В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников. В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания. Черчилль обладал ею так же, как и Мао Цзе-дун, Сталин, де Голль, Тито. Она была свойственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушающих его с восхищением, поражало наблюдателей. По мнению Макса Вебера, введшего в научный оборот данное понятие, этот тип власти «особым образом отличен от экономической. Он представляет собой, там, где он появляется, «призвание свыше» — в высоком смысле слова как миссию или внутреннюю «работу».

Воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от уровня образования, ни от возраста и национальности. Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. Большая умница, «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выделяющие, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным. Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторитеты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни, религиозный лидер современного Ирана, считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей.

Ленин, хотя и был атеистом, тоже являлся харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных. Макс Вебер подчеркивал следующий важный момент: «В своей истинной форме харизматическая власть является крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением».

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами. Но отношения, которые устанавливают с ним, личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или когда тот общается с народом. И человек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него дотронулся».

Как всякая первичная иррациональная власть, харизма — одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Она вызывает аналогию с необычайной способностью африканских вождей к излучению и с «триумфальным талисманом» царей Гомера, которая, как предполагалось, придавала им абсолютную магическую силу.

Харизматическое господство основывается на преданности человеку, наделенному некоей высшей мистической силой. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди — примеры харизматических лидеров. Шаман обладает властью, основанной на преклонении перед его сверхъестественными качествами.

Власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Несомненно, харизма основывается в большей степени на верованиях масс, нежели на личных талантах человека.

Харизматическая власть проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новые традиции еще не появились. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. cultus — почитание) — чрезмерное возвеличение личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника бога на земле.

В обществах, где правят харизматические лидеры, им принято дарить подарки и награбленное добро. В СССР есть даже музеи, где выставлены подарки, которые преподносили советским правителям за десятки лет существования советской власти.

Харизма означает дар, некое качество отношения между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество — способность излечивать, которую раньше приписывали королям, например, — определяются верой, обыденными представлениями. Будучи однажды признанным, считает С. Московичи, этот дар действует, как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. В точности, как безобидное лекарство, которое гасит боль, лечит потому, что оно прописано врачом, в то время как оно не обладает ни соответствующими физическими, ни химическими свойствами.

При харизматическом господстве формируется особый тип подчинения, которое заключается в целостном приношении личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты. Дар вождя распространяется еще дальше — на возможность располагать личностью, на ее отказ, тем самым — от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего властелина. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы.

Харизматические лидеры отличаются, по крайней мере, двумя социологически важными признаками: во-первых, часто это выходцы с периферии, которая рождает людей с сильно выраженной достижительной мотивацией; во-вторых, они приходят к власти не в ходе избирательной кампании (на которую у них нет денег) и не через институт наследования (выходцы с окраин редко когда бывают наследными принцами), а путем узурпации ры с отклонениями в поведении — иностранцы или приехавшие с периферии — Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация власти, сопровождающаяся цареубийством — Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, де Голль или Тито, принуждающие законного властелина уйти в изгнание, отправляющие его на гильотину, в тюрьму. Или теперешний папа, который был избран вопреки традиции, согласно которой папа должен быть итальянцем. Так или иначе, они кладут конец власти старых лидеров.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, — это власть пророка. Может быть, некоторых героических воинов. Пророки создают новые правила для общества. Пророки это те, кто смог повести народы и дать им новую веру, новую идеологию. Их почитают и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Гегель называл их историческими личностями. Действительно, харизматические лидеры часто относятся к тем, кто сделал человеческую историю. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон.

Видный американский социолог и политолог С. Московичи не видит большой разницы между двумя понятиями — харизмой и авторитетом. Разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета — эмоциональная, что ставит авторитет в основу всякой формы власти. Теория авторитета предшествовала, даже вдохновляла теорию харизмы. Во всяком случае, появившись приблизительно в одно время, они попытались решить одну политическую проблему: проблему государства и демократии в массовом обществе.

Харизматический лидер — любимец толпы. Это подметил еще творец психологии толпы Ле Бон:

«Тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх».

Эта теория существовала в архаическом, есть и в современном обществе. В современном даже, быть может, больше. Не случайно XX век называют веком толпы. Но если актуальна толпа, то актуален и харизматический лидер. Следовательно, он представляет собой не отголосок старины, а, возможно, зов из будущего.

Тем не менее большинство ученых продолжает считать, что в настоящее время харизматический вождь появляется только в узкие исторические периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безграничное восхищение. И что распространение демократии и, особенно, массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влекут за собой его исчезновение.

Наиболее распространено метафорическое (мистическое) понимание харизмы (Г. Лебон называл ее «обаяние») как способности обладать магической, иррациональной властью над людьми, особенно в результате непосредственного (визуального, звукового) контакта. Более операционально харизму можно описать как способность (свойство) субъекта полноценно исполнять те лидерские роли (быть воплощением тех лидерских амплуа), которые являются наиболее актуальными для конкретной социальной ситуации.

Американский психолог Д. Винтер разработал методику измерения мотива власти у харизматических лидеров (в смысле Макса Вебера). Он показывал испытуемым телефильм о произнесенной Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 г. (Исследование проводилось в США через два года после его убийства, когда тот стал, особенно для молодого поколения, национальным героем.) Выяснилось, что харизматический лидер сильно воздействует на аудиторию.

Ключевые слова: Власть
Источник: Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект, 2015. - 352 с.
Материалы по теме
Понятие и основы власти в управлении
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Типология власти
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Три типа легитимного господства по М. Веберу
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Сущность политического лидерства как института власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Силовая власть
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Роль политической власти в России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Власть и общество в СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Форма правления
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Оставить комментарий