Характеристика системы знаний, навыков и умений, необходимых для операторской деятельности

Универсальным средством профессиональной подготовки операторов является обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.

Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от системы имеющихся у него знаний, но также от точности и своевременности выполняемых им действий.

В психологии различают три основных вида навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач)
Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами. Рассмотрим их на примере образования моторного навыка.

Одной из основных черт процесса формирования навыка является образование двигательных (или каких-либо других к примеру, умственных) структур, объединяющих отдельные рабочие движения в некоторое единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действииопытно-го оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение.

Другая черта процесса формирования навыка - это выявление человеком сигналов, релевантных данной деятельности На анализаторы человека при выполнении действия поступает масса разнообразных сигналов, но далеко не все они имеют прямое отношение к выполняемому действию. Такие сигналы носят название иррелевантных.

В процессе овладения навыком человек из всей массы сигналов, поступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но также и сенсомоторная структура.

Третья черта процесса формирования навыка - это изменение соотношения уровней регуляции. На первых этапах обучения даже сравнительно простые элементы двигательного действия регулируются речемыслительными процессами. Позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а речемыслительный процесс начинает регулировать более крупные единицы деятельности. Автоматизация действий, прежде всего, состоит в перераспределении роли различных уровней регуляции.

И наконец, еще одной чертой формирования навыка является усвоение ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.

Сформированные у оператора навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. При этом «старые» навыки в одних случаях способствуют овладению «новыми» (положительный перенос навыков), в других тормозят их образование (интерференция навыков).

На базе знаний и навыков, относящихся к некоторому определенному виду деятельности, формируется умение человека работать. Когда говорят, что человек умеет что-то делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу.

Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее в себя ряд компонентов. Один из них - система навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Однако сама по себе система навыков еще не обеспечивает возможности самостоятельно выполнять ту или иную работу. Для того чтобы достигнуть этого, человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и системой знаний. «Умелое действие» - это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, физических и иных законов, определяющих этот процесс, машины, которой человек управляет, и т.д., т.е. умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда.

В процессе обучения, тренировки и накопления профессионального опыта деятельность человека совершенствуется, сокращается время выполнения действий и повышается их точность.

Ключевые слова: не указаны
Оставить комментарий