Характеристика коррекционно-развивающих программ

Коррекционная и развивающая работа с детьми не сводится к обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий. Она представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и взрослого, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами. Наше направление коррекционно-развивающей работы не является набором некоторых рекомендаций, а связано с использованием специально разработанных коррекционно-развивающих программ, имеющих четкую структуру и заданное тематическое содержание, прошедших проверку на эффективность.

Рассмотрим некоторые ведущие принципы, которыми мы руководствовались при разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы.
1. Осознанность мыслительной деятельности. Она проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках, схемах, моделях) не только результат мыслительной деятельности, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность самого мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий. Осознание способов своего мышления служит показателем более высокого этапа умственного развития.
Чтобы этот принцип реализовать, в коррекционно-развивающих программах предусмотрено максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического мышления с целью их полного понимания, а в процессе коррекционно-развивающей работы мыслительные операции и умения выступают как предмет специального усвоения, чтобы в дальнейшем быть пригодными для сознательного и произвольного использования.

2. Разнообразие используемого коррекционно-развивающего материала. Этот принцип обусловлен тем, что определенное содержание знаний способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания — формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится индивид и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.
При осуществлении этого принципа авторы использовали содержание знаний, соответствующее образовательно-возрастным особенностям и поэтому доступное пониманию учащихся II—V классов. Консультантами при отборе материала для заданий коррекционно-развивающих программ выступили опытные учителя, методисты, психологи.

3. Развитие основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро учебной, а также любой познавательной деятельности человека. К их числу можно отнести мыслительные действия с понятиями, понимание смыслового материала, активную речь.
На развитие этих операций и умений направлены три коррекцион-но-развивающие программы (1-3). Основное содержание данных программ представлено в приложении 3 к данному пособию.

Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определения понятий). Она предназначена для учащихся II—V классов.

Приведенные в программе задания разработаны на материале как школьных, так и житейских понятий. Авторами предлагаются способы применения каждого типа заданий. Однако школьный психолог или учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.

Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию понимания и предназначена для учащихся III—V классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).

При разработке программы мы в некоторых случаях опирались на работы Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой [24], А. Е. Падал-ко [56], а также Н. П. Мальцевой и Е. Л. Яковлевой [49]. Как мы уже говорили выше, предлагаемые авторами способы выполнения каждого типа заданий могут видоизменяться и дополняться.

Коррекционно-развивающая программа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем 3. Новаком [53], и рассчитана на учащихся III—V классов.

Результаты экспериментов 3. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода'пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций. Преимущество этого метода состоит в его гибкости и неограниченной возможности тематически приспосабливать метод к вербальным интересам ребенка, а также в том, что фактически здесь нет ошибочных связей.

Для развития активной речи предлагаем проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по разработанной нами схеме.

Упражнения рекомендуется проводить в устной форме. На одно задание отвечать могут несколько учеников, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.

Источник: 
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей