Характер как свойство личности

Характер (от греч. charakter - «печать», «чеканка») - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

В характере каждого человека обнаруживается единство устойчивых и динамических свойств: оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.

Главный стержень характера складывается постепенно и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, под влиянием других людей и т.п. Временные состояния психики также оказывают влияние на изменения в поведении человека: веселый и жизнерадостный человек может стать мрачным и ворчливым, спокойный - импульсивным и т.д.

В характере человека природное и приобретенное взаимосвязано.

На проявлениях характера и на процессе формирования его отдельных черт сказывается прежде всего тип нервной системы:

  • сила-слабость,
  • уравновешенность-неуравновешенность,
  • подвижность-инертность нервных процессов.

Это проявляется в реакциях человека, его поведении и деятельности. Кроме того, на характер влияют другие особенности организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем): установлено, что различные расстройства в деятельности разных систем сказываются на характере человека.

С другой стороны, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности: характер может маскировать один из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т.п.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоцентризм, черствость, безразличие к людям. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и т.п. - складываются несколько позже, в раннем дошкольном возрасте. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает его базовые нравственные, мировоззренческие основы. К окончанию школы характер человека считается в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, а черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит, т.е. характер развивается на основе темперамента, но темперамент не предопределяет характер: людей с одинаковыми свойствами темперамента могут совершенно отличаться по характеру. По мере развития личности и нарастания влияния социального окружения взаимоотношения характера и темперамента изменяются. Развивая характер и волю, овладевая своими потребностями, чувствами, мыслями, человек может воздействовать на проявления своего темперамента.

Характер имеет выразительные признаки. Характер накладывает печать на поступки и действия.

Кроме того, характер проявляется в особенностях речи: громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сдержанность и др.

Характер находит свое выражение и во внешнем облике человека (мимике, походке, жестикуляции). Например, морщины на лице - не только результат возраста, но и следствие привычных движений лицевых мышц: одни люди часто улыбаются, другие хмурятся, лицо одного выражает презрение, другого - удивление. Мимика, типичная для конкретного человека проявляется рефлекторно, когда личность оказывается в разных жизненных ситуациях. Кроме мимики, характер отражается и в типической позе: например, высокомерные люди наклоняют корпус назад, выпячивая грудь и отбрасывая голову; скромные люди пытаются быть незаметными, сутулятся, опускают голову вниз, втягивая ее в слегка приподнятые плечи; подхалим наклоняет весь торс вперед, взгляд при этом устремлен на собеседника, на лице широкая, подобострастная улыбка, в глазах - еле заметный хитрый смех. Походка также красноречиво характеризует человека: ходит ли он размашистыми или мелкими шажками, в каком положении при этом находятся руки и т.п.

О многих чертах характера можно узнать и по состоянию внешнего вида (одежде, атрибутам), которые могут выдать неряшливость, пренебрежительное отношение к своей внешности или, напротив, педантичность, аккуратность, бережливость и т.п.

При определении характера по внешности, необходимо учитывать, что некоторые люди пытаются скрыть под маской внутреннее содержание характера. Но как бы искусно человек не играл, в определенных ситуациях ему приходится обнажать свое истинное лицо (например, в конфликтных ситуациях или в экстремальных обстоятельствах).

Характер является целостным образованием, системой свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. В структуре характера выделяются несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

  1. отношение к деятельности;
  2. отношение к себе;
  3. отношение к другим;
  4.  отношение к окружающим.

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к другим людям. Часто при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характер: возможно как взаимное уподобление, так и возникновение противоположных, но взаимодополняющих черт.

Взаимоотношения с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, вызывая повышенную активность, напряжение сил, или, напротив, успокоенность и безынициативность.

В свою очередь отношение к другим людям и к деятельности обусловливает отношение человека к собственной личности, к самому себе: правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием самооценки. Следовательно, отношение к другим людям - не только важная часть характера, но и основа формирования самосознания личности.

Необходимо помнить об определенной условности разделения черт характера, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

Динамика характера находится в прямой зависимости от динамики внешней действительности, проявление тех или иных черт зависит не только от прошлого опыта, но и от требований, которые предъявляют человеку в данный момент, от ситуации, в которой он находится. Поэтому структуру характера необходимо рассматривать всесторонне, анализировать поведение в различных ситуациях, и не вообще, а в развитии, в зависимости от условий жизни и воспитания.

Наиболее общими свойствами характера принято считать следующие:

  • сила - слабость;
  • твердость - мягкость;
  • цельность - противоречивость;
  • широта - узость.

Под силой характера понимается энергия, с которой человек преследует поставленные цели (способность страстного увлечения, развитие большого напряжения сил, умение преодолевать трудности); слабость характера связывается с проявлением нерешительности, неустойчивости взглядов, малодушия и т.п.

Твердость характера определяется жесткой последовательностью, упорством в достижении целей, отстаивании взглядов и т.п.; мягкость характера означает гибкое приспособление к изменяющимся условиям, нахождение разумных компромиссов.

Цельностью называют гармонию ведущих и второстепенных черт характера и отсутствие противоречия в стремлениях и интересах; противоречивость характера выражается в резком контрасте ведущих и второстепенных черт.

Широта (полнота) характера проявляется в разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии его деятельности; под узостью характера понимается склонность к самоограничению, сужению сферы своих интересов, притязаний, деятельности.

Следует учитывать, что многогранность характера не исключает проявления различных (и даже противоположных) свойств, именно в этом и проявляется единство характера.

Учение о характере - характерология - имеет длительную историю своего развития, основными проблемами является установление типов характера и их определения по его проявлениям для прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Попытки классифицировать характеры предпринимались неоднократно, но многие из классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одна из древнейших попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой его рождения, такие способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов. Практически все гороскопы составляются одинаково: временной период разбивается на определенные интервалы, каждый из которых имеет свой знак, символ, через призму различных свойств этого символа и делается описание характера человека.

Не менее известны попытка найти прямую связь между характером человека и его именем.

На развитие характерологии большое влияние оказало учение о связи между внешним обликом человека и его характером - физиогномика (от греч. physis - «природа», gnomon -«знающий»). Еще Аристотель и Платон полагали, что можно определить характер человека, находя в его внешности общее с каким-нибудь животным и приписывая характерные черты этого животного человеку. Особое внимание уделялось такой черте лица, как нос: например, толстый, как у быка, нос символизировал лень, а нос, как у льва - важность.

Наиболее известна физиогномическая система И.К. Лафатера, который считал основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, например, один из его последователей отмечал, что степень сжимания губ прямопропорциональна твердости характера: расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами (мягкость, любезность) и т.п.

Знаменитую и богатую историю имеет хиромантия (от греч. cheir “рука”, manteia - «гадание», «пророчество») - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Наибольший расцвет хиромантия получила в XVI-XVIII вв.. Научная психология всегда отвергала хиромантию, но было бы правильнее рассматривать ее как анатомическую или физиологическую особенность организма.

Существует теория, определяющая типы характеров по преобладанию рассудка, воли, эмоций:

  • рассудочный характер с преобладание рационального мышления;
  • эмоциональный характер с преобладанием эмоциональных порывов;
  • волевой  характер с преобладанием целеустремленности, активности, деятельности.

Хорошо известна классификация по направленности личности на внутренний или внешний мир (К. Юнг):

  • интравертиврованный (внутренне сосредоточенный, замкнутый);
  • экстравертированный (открытый человек, активный, общительный).

Кроме того, существует деление на типы по степени самостоятельности личности:

  • конформный (легко соглашающийся с мнением других, подчиняющийся мнению окружающих);
  • самостоятельный    (отличающийся стойкостью убеждений, навязывающий свою волю и мнение другим).

Свою классификацию характеров предлагает М.И. Еникеев:

  • гармонически  целостный тип (хорошо адаптируемый, отличающийся устойчивостью отношений, общительный, волевой, принципиальный);
  • внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой (склонность к импульсивным действиям, устойчивая система отношений, коммуникативные связи достаточно развиты);
  • конфликтный тип с пониженной адаптацией (конфликтность между эмоциональными побуждениями и социальными особенностями,    преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств);
  • вариативный тип (неустойчивость позиций, беспринципность, приспособленчество к внешним обстоятельствам).
Источник: 
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Материалы по теме
Акцентуации характера у подростков
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Основные виды внутриличностного конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Профессиональная деформация личности взрослых
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Социальное и биологическое в развитии личности
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Истерический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Виды "Изменений личности" в психиатрии
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Оставить комментарий