Группы интересов как субъекты политики

Как известно, под субъектами политики понимаются человек и различные общности людей, которые оказывают определенное влияние на политический процесс. Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т.п. Их роль особенно проявляется в периоды бурных общественно-политических преобразований.

Однако среди субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком своих интересов. Этим группы интересов принципиально отличаются от социальных, демографических, территориальных, этнических общностей как субъектов политики. Группы интересов — это определенным образом организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды и т.п.), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Как отмечал основатель теории групп А. Бентли:

«Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует... , а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют».

Среди групп интересов важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти (это, как было показано в предыдущей теме, характеризует партии). Они не ставят также одной из своих важных задач влияние на власть. Их природа обусловлена особенностями ряда интересов, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т.п.). Однако, эти неполитические группы интересов привлекают политологию в трех измерениях.

Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходе избирательных кампаний.

Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов в обществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих интересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения).

И, в — третьих, массовое распространение и эффективное функционирование групп интересов свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способности людей решать многие свои проблемы помимо власти на принципах самоорганизации и самоуправления.

Далее, среди групп интересов в научной литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Но эти группы в отличие от партий не ставят своей целью приобретение и использование власти. Эти группы в отличие от партий не претендуют на выражение общенационального интереса. В западной литературе их квалифицируют как группы давления. «Группа давления — иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры».

В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?

Во-первых, в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах. Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства. В-третьих, в сложности представительства интересов. Далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.

В целом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом. К важнейшим функциям групп интересов относятся следующие:

  • артикуляция (лат. articulatio — ясно, членораздельно произносить) интересов — преобразование смутных и расплывчатых массовых требований в конкретные и четкие формулировки;
  • согласование (агрегация) интересов — сведение множества частных интересов к более общему и особо значимому для данной группы
  • мобилизация — вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;
  • социализация — усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;
  • формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;
  • представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти.

В Российской Федерации права граждан создавать общественные объединения закреплены в Конституции (ст. 30); обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.ЗЗ): участвовать в управлении делами государства (ст. 32).

Механизм реализации права граждан на создание общественных объединений конкретизирован и закреплен в ряде законов: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О политических партиях» и др. Так закон «Об общественных объединениях» (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.) регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, за исключением партий, религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Деятельность всех этих объединений регулируется особыми законами.

В рассматриваемом нами законе отмечается, что:
1. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
2. Создание общественный объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
3. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Объединения граждан могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
5. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
  • общественное движение — не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественные движения могут преобразовываться в иные формы;
  • общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно-полезные цели;
  • общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
  • орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различный социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности.

6. Общественные объединения независимо от их формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения;
7. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
8. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединених;
  • осуществлять в "полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах). Федеральный закон «О политических партиях» (2001г.) уточняет формы участия общественный объединений в выборах, подчеркивая, что политическая партия или избирательный блок являются теми общественными объединениями, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями, в уставах которых предусмотрено участие в выборах. Таким образом, общероссийские общественные организации и движения могут участвовать в выборах лишь в составе избирательного блока, основой которого является одна или две политические партии и не более двух общественных объединений.

Общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский Форум как одна из форм взаимодействия гражданского общества и власти в современной России. Пять тысяч делегатов Форума представляли интересы 20 млн человек, состоящих в 350 тыс. некоммерческих общественных организациях и союзах, из них постоянно работающих (имеющих штат, оборудование) — около 70 тыс. объединений. В качестве важнейших задач, стоящих перед сообществом неправительственный организаций (НПО), Гражданский Форум определил следующие:

  • организация взаимодействия общественных, государственных и политических сил на стратегических направлениях преобразования страны: судебная реформа, военная реформа, коммунальная реформа, реформа образования, развитие местного самоуправления, обеспечение здоровья нации, защита гражданских прав и свобод;
  • разработка механизмов диалога и равноправного партнерства между обществом и властью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая участие гражданских объединений в выработке решений, гражданский контроль над текущей деятельностью властных структур и гражданскую экспертизу законодательных и административных актов. Эти механизмы должны быть предельно просты, открыты, предметно ориентированы и обеспечивать взаимодействие между группами НПО, заинтересованными в определенной проблеме, и соответствующими структурами исполнительной, законодательной и судебной власти;
  • обеспечение правовых, экономических и других условий, гарантирующих независимое существование, эффективную работу и самостоятельное развитие НПО и других институтов гражданского общества.
Ключевые слова: Политика
Источник: Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Материалы по теме
Политика и власть
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Типы политических изменений
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие, структура и функции политической власти
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Основные направления региональной политики
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Политическая мысль позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Органы государственной власти и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Процесс политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
PR как особый вид управления. Субъекты и объекты политического PR
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий