Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов. Этот способ диагностики умственного развития был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Коллектив авторов в составе М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой под руководством доктора психологических наук К. М. Гуревича перевел и адаптировал тест для русской выборки [66]. При этом в тест были внесены существенные изменения с тем, чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Данный психологический инструментарий разработан в двух формах — А и Б. Адаптация теста была проведена на учащихся III—VI классов городских и сельских школ (выборка более 500 человек). Определялась надежность и валидность русскоязычного варианта.

Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,82 до 0,89; коэффициенты гомогенности — 0,95; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированием равен 5 месяцам) — 0,79 (форма А) и 0,82 (форма Б).

Коэффициенты валидности теста, определяемой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с показателями школьной успеваемости, — 0,59 (III классы) и 0,53 (V классы). Все показатели значимы при р < 0,01.

Полученные данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности адаптированного варианта.
Тест содержит семь субтестов: «Исполнение инструкций», «Арифметические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды», «Установление аналогий», «Символы».

Приведем примеры заданий теста ГИТ.
1. «Исполнение инструкций». Субтест направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления.
Поставь три крестика между следующими двумя именами: Иван Саша и подчеркни самое маленькое из следующих чисел: 9 3 5 7.
2. «Арифметические задачи». Определяется сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения.
Две курицы несут 2 яйца за 2 дня. Сколько яиц снесут 6 кур за б дней?
3. «Дополнение предложений». Диагностируется понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами.
Ученик задачу.
4. «Определение сходства и различия понятий». Выявляются умения анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Испытуемый должен поставить между двумя словами букву С, если они имеют сходное значение, и букву Р — если различное.
Большой маленький
Мощный сильный.
5. «Числовые ряды». Выявляются умения находить логические закономерности построения математической информации. Испытуемый должен с учетом правила построения ряда продолжить его на два числа.
1 72 7 37
6. «Установление аналогий». Диагностируются умения мыслить по аналогии. В заданиях предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. К третьему слову надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым.
Ботинок : нога = шляпа : пальто, нос, видеть, голова.
7. «Символы». Проверяются скоростные возможности выполнения простой умственной работы. Задание состоит в написании под каждым символом (значком) соответствующей ему цифры.

В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.
Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:
• контроль за эффективностью школьного обучения;
• определение причин школьной неуспеваемости;
• сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
• сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
• отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Руководство по проведению тестирования

Психолог должен руководствоваться следующими правилами:
1. Говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.
2. Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.
3. Во время произнесения инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.
4. Время решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.
5. Школьники, сидящие на одной парте, работают с параллельными формами.
6. Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.
7. Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.
8. Время выполнения субтестов: исполнение инструкций — 4 мин.; арифметические задачи — 6 мин.; дополнение предложений — 5 мин.; определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.; числовые ряды — 4 мин.; установление аналогий — 3 мин.; символы — 4 мин.

Перед началом проведения тестирования психолог объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами:

«Вы будете выполнять задания, которые отличаются от тех, что вы обычно выпоняете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.
Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».

Психолог должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит:

«Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано "Дата". Впишите туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т. д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже — дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».

После того как все дети написали сведения о себе, психолог говорит:

«Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано: "Тест Г'».
Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов. Убедившись, что действие выполнено правильно, психолог говорит:
«Пока не берите ручки. Под названием "Тест 1" написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде "Начинайте" вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я вам не скажу "Достаточно"».

Далее зачитывается инструкция и дается команда: «Начинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки». Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание. Для того чтобы начать работу с Тестом 2 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 2". Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях тетради. Начинайте».

Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста. Перед началом работы с Тестом 3 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 3". В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово».
Далее он объясняет пример: «Ученик ... задачу. Какое слово надо вписать?» Получив от учащихся правильный ответ, спрашивает, всем ли понятно, как он был получен.
Затем разбирается следующий пример: «У лошади четыре ....»
Далее он говорит:
«Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.
Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. Начинайте».

Перед началом работы с Тестом 4 психолог говорит:

«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву "С", если у них разные значения, то напишите между ними букву "Р">>.
Далее он разбирает с детьми три примера, приведенные в описании теста.
После этого сообщает: «Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте».
Через 1,5 минуты дается команда «Достаточно! Положите ручки». Перед началом работы с Тестом 5 психолог говорит:
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 5"». Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12? ... А потом? ...» и т. д.

Затем психолог говорит:

«Далее идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте».

Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положите ручки». Перед началом работы с Тестом 6 психолог говорит:

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест б"». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, скажите: «Вам надо выбрать одно из 4 слов. Какое вы выберете?»

Далее идет разбор примеров:

«Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4 слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается команда об окончании работы.

Перед началом работы с Тестом 7 психолог говорит: «Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: "Тест 7"».
Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения:

«В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача — написать под каждым значком ту цифру, которой этот значок обозначен в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д. Начинайте».

Через 4 минуты дается команда «Достаточно. Положите ручки. Закройте тетрадь».

После этого психолог собирает тетради. Важно проследить за тем, чтобы в это время никто не работал.

Обработка результатов тестирования

При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.
1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или как неправильное.

2. ЕСЛИ испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.

3. Для обработки результатов первых 6 субтестов используются соответствующие шаблоны (для формы А и формы Б), которые удобно сложить по намеченным линиям в форме гармошки. Перевертывание страниц этой «гармошки» дает возможность совмещать правильные ответы на задания с результатами их выполнения в тетрадях.

4. Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.

5. Обработка субтеста 7 ведется по единому для форм А и Б шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста таким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначенные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, представленными в шаблоне. Неправильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста (см. ниже).

Обработка отдельных субтестов
Субтест 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне. Задания, в которых необходимо выполнить две или несколько инструкций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инструкция в этом задании выполнена неправильно.

Например, в задании 5 теста 1А необходимо вписать слово «восходит» в предложение «Солнце... на востоке» и не ставить крестик в пропущенное место. Если ребенок правильно вписал слово «восходит», но в то же время не выполнил другое условие, то задание 5 считается выполненным неправильно, и при первичной обработке цифра 5 в тестовой тетради зачеркивается. Точно так же ошибкой считается, если ребенок правильно не поставил крестик, но дополнил предложение не так, как указано в шаблоне.

За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл, таким образом, максимально возможная оценка за выполнение данного субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 2. За каждую правильно решенную задачу ученик получает 1 балл. Правильные ответы приведены в шаблоне. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение данного субтеста, равно 20.
Субтест 3. Задание считается выполненным неправильно, если в предложении не хватает одного слова или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное дополнение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образце, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они синонимы. В некоторых предложениях в исключительных случаях встречаются индивидуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматически верны.
За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение субтеста составляет 20.
Субтест 4. Подсчет баллов за выполнение данного субтеста несколько отличается от остальных. За*каждую правильно поставленную букву (Р или С) ученику начисляется 1 балл, однако при подсчете общего результата за выполнение субтеста из количества правильных решений вычитается количество ошибок. Таким образом, при правильном выполнении всех заданий субтеста ученик может получить максимальный балл, равный 40. В то же время минимальный результат, равный 0 баллов, может быть получен при одинаковом количестве правильных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных решений превышает число правильно выполненных.
Субтест 5. При выполнении заданий субтеста каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя числами. Если проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 1 балл, т. е. максимальный результат за выполнение данного субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 6. Успешным считается такое выполнение задания, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приведенное в шаблоне). Если из четырех слов ответа подчеркнуты два или больше слов и ни одно из них не обозначено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. Общий балл за выполнение субтеста равен количеству правильно выполненных заданий. Максимальный суммарный балл равен 40.
Субтест 7. При оценке выполнения данного субтеста количество правильных ответов умножается на константу 0,2, и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение субтеста равен 102 х 0,2 = 20,4, т. е. 20 баллам. Максимальный балл за выполнение данного субтеста составляет 200 х 0,2 = 40 баллов.

После обработки указанными выше способами каждого субтеста количество правильно выполненных заданий вписывается в свободную клетку, расположенную справа внизу под текстом каждого субтеста и обозначенную буквой «П». В клетку, обозначенную буквой «О», записывается количество ошибок.

Для записи результатов субтеста 4 кроме количества правильно и ошибочно выполненных заданий вычисляется также и их разность, которая записывается в клетку, обозначенную «П-О».

В субтесте 7 в клетку, обозначенную буквой «П», вписывается балл, полученный в результате умножения количества правильных ответов на константу 0,2 и последующего округления.

После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам результаты переносятся в таблицу на первой странице тестовой тетради. Для получения сырого (первичного) показателя по тесту суммируются результаты первых шести субтестов.

Показатель субтеста 7 для оценки умственного развития не используется и анализируется отдельно. Это связано с тем, что данный субтест диагностирует внимание, зрительно-моторную координацию, скоростные возможности испытуемого при выполнении зрительно-двигательных навыков. Собственно интеллектуальные (мыслительные) характеристики им не оцениваются, вследствие чего включение его показателя в общий результат по тесту искажает полученную картину умственного развития учащегося. С такими фактами мы неоднократно сталкивались при обследовании школьников: некоторые из них, плохо владея мыслительными операциями и действиями и получив небольшое число баллов за выполнение первых шести субтестов, в итоге имели неплохой суммарный показатель по тесту за счет своих скоростных возможностей, проявленных в субтесте 7; другие же дети, лучше большинства своих сверстников выполнившие собственно «интеллектуальные» субтесты, в итоге оказывались «середнячками» вследствие своих небольших скоростных характеристик. По некоторым данным, показатели субтеста 7 хорошо коррелируют с результатами методик, диагностирующих проявления лабильности-инертности нервной системы. Поэтому авторы русской версии ГИТ предлагают использовать показатель субтеста 7 для характеристики скоростных особенностей испытуемых.

В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошибки, допущенные в субтестах. Они суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам (за исключением субтеста 7) пока точных норм нет. Ориентировочное количество ошибок оценивается так: от 0 до 5 — очень мало; 10-20 — среднее их количество; свыше 30 ошибок — очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.

Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по шести субтестам в целом. Эти сведения переносятся в соответствующие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.

Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника.

Максимальное число баллов, которое в ГИТ может получить учащийся за выполнение первых 6 субтестов, равно 160. Следует, однако, отметить, что тест является скоростным, и времени, отводимого на выполнение каждого субтеста, заведомо недостаточно для решения всех его заданий, даже если школьник обладает всеми необходимыми навыками, операциями, знаниями. Поэтому практика работы с этим тестом показала, что результат в 160 баллов недостижим при той процедуре эксперимента, которая была задана автором теста. Тем не менее именно этот показатель принят в качестве точки отсчета, с которым сравниваются индивидуальные результаты по тесту, отражающие уровень умственного развития школьника. Последние выражаются в процентах по отношению к максимально возможному числу баллов.

Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для третьеклассников возрастная норма расположена в интервале от 35 до 45%. Показатели умственного развития по ГИТ у учащихся III классов, расположенные в интервале от 25 до 34 %, оцениваются как близкие к норме. Если уровень выполнения оценивается в 15-24 %, он интерпретируется как низкое умственное развитие. Если показатель ниже 15 %, он свидетельствует об очень низком умственном развитии. Результат выше 45 % указывает на высокое умственное развитие третьеклассника.

Для пятиклассников возрастная норма расположена в интервале от 40 до 50 %. Если показатель по тесту у учащегося V класса расположен в интервале от 30 до 39 %, то уровень его умственного развития оценивается как близкий к нормальному. Если уровень выполнения оценивается в 20-29 %, то это свидетельствует о низком умственном развитии. Если показатель ниже 20 %, то умственное развитие признается очень низким. Результат выше 50 % указывает на высокое умственное развитие ребенка, обучающегося в пятом классе.

Для шестиклассников уровень выполнения теста оценивается следующим образом: возрастная норма — 45-55 %; близкий к нормальному — 35-44 %; низкий уровень умственного развития — 25-34 %; очень низкий уровень — ниже 25 %; высокий уровень умственного развития — выше 55 %.

Авторы русскоязычной версии ГИТ наряду с вычислением общего показателя по тесту, а также сравнительным анализом показателей отдельных субтестов предложили еще один способ обработки. Он заключается в следующем. Психолог суммирует баллы по трем субтестам («Предложения», «Различия» и «Аналогии») и выражает этот показатель в процентах. Затем суммируются баллы двух субтестов — «Арифметика» и «Числовые ряды» — и полученный показатель также представляется в процентах. Вычисленные таким образом процентные показатели отражают уровни сформированности вербального и математического мышления. Их сопоставление у учащегося или группы учеников позволяет сделать предварительный вывод о предпочтениях того или иного содержания знаний, о склонностях или разной степени обученности учащихся, выражающихся в разных умениях оперировать двумя типами содержания. Это достаточно надежный способ дифференцировать так называемых «гуманитариев» и «технарей».

Так, например, учащийся выполнил 7 заданий субтеста «Предложения», 20 заданий субтеста «Различия» и 17 заданий субтеста «Аналогии». Сумма баллов по этим субтестам составит 44. Разделив ее на максимальное количество баллов, которое возможно получить в этих субтестах (100), и выразив полученное частное в процентах, найдем, что уровень развития вербального мышления оценивается в 44 %. В субтесте «Арифметика» этот же учащийся набрал 6 баллов, а в субтесте «Числовые ряды» — 4 балла. Полученную сумму (10) делим на максимальный показатель этих субтестов (40) и находим, что в процентах уровень развития математического мышления ученика равен 25. Сравнив два полученных показателя (44 и 25 %), можно сделать вывод о том, что этот учащийся лучше выполняет мыслительные операции с вербальным содержанием, а не с числовым (математическим).

Ключевые слова: Методики, Интеллект
Источник: Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Материалы по теме
Шкала социальной желательности (Д.Кроун, Д. Марлоу)
...
Проблема социального интеллекта
...
Интервьюирование в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Нарушения мышления и интеллекта
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Методики исследования мышления в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств
Кирпиченко А.А., Психиатрия
Методика «Эскизы»
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Интеллект и социокультурная среда
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Оставить комментарий