Государственный аппарат и бюрократия

В повседневной действительности сам термин «бюрократия», как правило, имеет негативный оценочный смысл, особенно в русском языке, где образ бюрократа ассоциируется с полной неспособностью административной системы эффективно решать задачи управления. Однако с социологической и политологической точки зрения под бюрократией понимают специфическую форму социальной организации, которая не ограничивается только государственной сферой. В собственном смысле слова бюрократические организационные структуры образуют управляемые по определенному плану целевые союзы. Их внутренняя структура такова, что позволяет осуществлять возможно более полное и беспрепятственное достижение целей организации. Главным свойством бюрократии является максимально рациональное разделение управленческого труда для выполнения поставленных перед организацией задач. Именно бюрократические структуры, в силу их высокой производительности, обладают, с точки зрения М. Вебера, превосходством над прочими организационными структурами (в плане чисто технического исполнения принятых решений и достижения поставленных целей). При этом идеальный тип бюрократии характеризуется им следующими параметрами: «жесткой системой вертикальных связей, коммуникаций, которых обязательно следует придерживаться; строгим, основанным на специализации, регулируемым разделением труда; системой правил и основных направлений деятельности, определяющей права и обязанности каждого члена данной организационной структуры; системой строго определенных методов выполнения задач».

Следует отметить, что в связи с растущим применением техники и всё более интенсивным использованием науки во всех сферах жизни высокоразвитых промышленных государств система государственного управления, деятельность государственного аппарата подвергаются в настоящее время жесткой критике. Бюрократическая структура связана прежде всего именно с понятием «аппарат» (аппарат президента, парламента, мэрии города и т. д.). Ясно, что эти структуры играют большую роль в решении задач государственного управления. Однако излишняя формализация принятия ими тех или иных решений, оформления тех или иных документов, с одной стороны, и бюрократическая (в позитивном смысле этого слова) неграмотность, неподготовленность, с другой, приводят на практике к усложнению и затягиванию любого процесса, часто сводя на нет усилия многих органов. Принятые решения, «уходят в песок». Так, структура, создаваемая для выполнения определенных функций, объективно переходит в прямо противоположное качество и из двигателя процесса может стать его тормозом.

С точки зрения значения бюрократических организационных форм, значимых для всего общества звеньев управления, следует различать два основных направления.

С одной стороны, бюрократизация понимается как объективный процесс в политической области, связанный:

  • с усилением регулирования со стороны государства, расширением задач, стоящих перед государством;
  • количественным ростом построенных по бюрократическим принципам органов управления;
  • увеличением зависимости граждан и частных организаций в экономике от государственного регулирования.

Как следствие этого - усиление тенденции к выделению органов управления в независимую от воздействий общества сферу.

С другой стороны - это исследование внутренних закономерностей деятельности бюрократических структур, которое более значимо для рассматриваемой нами темы. Речь идет о том, что для людей, действующих в рамках бюрократических структур, следование определенным правилам может стать самоцелью, создавая опасность подмены целей функционирования данной организационной структуры средствами их достижения. Для государственной службы эта опасность действительно существует, особенно в сфере собственно функций управления.

Аккумулированные в бюрократических структурах специальные знания позволяют их обладателям приобретать большее, чем это желательно для общества, влияние в различных сферах. Возникает скрытая опасность политического обособления административного аппарата и выхода его из-под контроля парламентских структур. Особенно сильно это проявляется там, где парламент носит непрофессиональный характер. В этом случае политические функции (постановка задач, определение перспектив развития, принятие решений по кардинальным вопросам политики) переходят к более профессиональным и специализированным административным органам, а политические институты попадают под влияние данного процесса. Роль государственного аппарата и его представителей в таком случае гипертрофируется и может стать чрезвычайной. Об этом нельзя забывать при формировании в настоящее время новых органов управления России на всех уровнях.

Несмотря на многочисленные сложности, в принципе, российские органы государственного управления находятся сегодня в более выгодном положении: есть реальная возможность в процессе создания новых управленческих структур не допустить их излишней бюрократизации, попытаться использовать в их деятельности элементы современного административного менеджмента, уже существующий опыт построения административных структур на Западе. Огромную роль призваны сыграть в этом молодые кадры государственной службы, подготовленные к условиям работы в рамках проходящих политических и экономических реформ.

Темы: Государство, Бюрократия
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Концепции государства
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Государственная политика в области образования
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Характерные особенности российской государственности
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Понятие и теории происхождения государства
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Необходимость государственного регулирования экономики страны
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Распад древнерусского государства (XII в.)
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Способы обеспечения законности в государственном управлении
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Правовые формы осуществления государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Оставить комментарий