Глобальное общество: понятие и виды

Ранее общество описывалось вполне конкретно как социальная организация людей в границах определенного государства. Однако общество может рассматриваться и в глобальном смысле. Ведь каждый из трех тысяч народов, которые проживают на планете Земля, разговаривают на разных языках, поклоняются различным богам, отличаются цветом кожи, волос, глаз и являются составной частью глобального общества. Нарастающая целостность современного мира обусловлена не только принадлежностью к роду человеческому, но и стремлением объединить усилия различных государств в борьбе с глобальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, преступностью, терроризмом, загрязнением окружающей среды, опасностью мировой войны и т.д. Формы существования глобального общества — мировое сообщество и мировая цивилизация.

Мировое сообщество

Нашу планету сегодня населяют 6 млрд человек, проживающих более чем в 200 государствах мира. Все существующие в современном мире государства составляют мировое сообщество. Для координации деятельности этих государств в различных сферах: экологии, экономике, в области международной безопасности, борьбе за мир, гуманитарного сотрудничества — в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В настоящее время в нее входят 185 государств-участников. Страны-участницы заметно различаются по уровню экономического, социального, политического и культурного развития. Достаточно указать на такой показатель, как годовое производство валового внутреннего продукта на душу населения, по которому обычно оценивается уровень развития страны. Так, например, в Японии он составлял в середине 1990-х годов 33 857 долл., Дании — 26 333 долл., США — 24 279 долл., Норвегии — 24 060 долл., а в Албании — 211 долл., Индии — 279 долл., Таджикистане — 164 долл., в России — 2214 долл.

Большую часть стран-участниц составляют развивающиеся страны, 1/3 населения которых (около 1,3 млрд чел.) живет в абсолютной нищете. Из-за недоедания один из трех детей в этих странах отстает от сверстников в умственном развитии, 50 млн ежегодно умирают от истощения, более 100 млн детей не имеют своего дома и живут на улице. В то же время более половины ученых в развитых странах работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения, а военные расходы составляют 1000 млрд долл, в год, или свыше 2 млн в минуту. В рамках ООН возможно оказание помощи отсталым странам Африки, Азии, Южной Америки в борьбе с нищетой, голодом, болезнями, безграмотностью.

Исторически первой формой мирового сообщества были мировые империи (Александра Македонского, Наполеона Бонапарта и др.), представлявшие собой насильственное объединение в единое государство ранее автономных государств. Необходимость политической интеграции была вызвана борьбой за ресурсы для выживания человека в условиях низкого уровня развития производства. Империи возникали, достигали пика своего развития и умирали, сменяя одна другую. Одной из мировых империй была империя инков (Южная Америка), просуществовавшая с 1438 по 1532 г. до испанского завоевания. Она включала в себя территорию современного Перу, горные районы Боливии, часть Чили, Аргентины, Эквадора и Колумбии. Свою империю они называли Тауантинсуйю, что означало Четыре Стороны Света.

Мировая экономическая система. С распространением промышленной революции и формированием наций мировые империи развалились, и на их место пришла вторая разновидность мирового сообщества — мировая экономическая система. Она представляет собой сообщество государств, объединенных общими экономическими связями.

Для мировой экономической системы не существует государственных границ. Ее развитие было вызвано необходимостью реагировать на растущее разнообразие потребностей человека в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. В целях удовлетворения потребностей происходила интеграция национальных экономик, кооперация и специализация общественного труда, но уже на международном уровне.

В эпоху глобальной экономики судьбы разных стран и народов переплетаются, поскольку они являются участниками мирового рынка. Веши, которыми пользуется современный человек, собираются из деталей, произведенных в разных странах.

Возьмем, к примеру, импортный автомобиль, бегущий по дорогам Российской Федерации. Его сконструировали в Германии, а собрали в Корее, двери изготовили во Франции, фары — в Англии, аккумуляторы — в Турции и т.д. Этот автомобиль — продукт глобальной экономической системы.

Глобализация экономики началась в 80-е годы прошлого века в результате экспансии стран Запада и государств Тихоокеанского бассейна (Японии, Кореи, Малайзии, Сингапура и т.д.). Многие транснациональные (международные) корпорации стали переносить свои производства в те страны, где существует дешевая рабочая сила, сырье и льготное налогообложение. Современные средства доставки готовой продукции позволяют перевозить ее быстро и дешево из одного конца планеты в другой.

Глобальная экономическая система характеризуется созданием условий для свободного развития международной торговли. Так, в 1992 г. 12 государств — участников Европейского союза подписали Маастрихтский договор, одна из целей которого — отмена торговых пошлин. Североамериканское Соглашение по свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г., устанавливало свободное движение товаров и услуг между Канадой, Мексикой и США. 125 стран — участниц Генерального соглашения по тарифам и торговле после 8 лет переговоров приняли в 1994 г. новый Кодекс ведения международной торговли и согласились снизить тарифы.

Международные  экономические  организации    Координация экономических усилий различных стран осуществляется посредством международных экономических организации. В 1945 г. был основан Международный банк реконструкции и развития (МБРР) для финансовой поддержки послевоенного восстановления экономики. В него входят 180 государств. Он оперирует деньгами, размешенными на международных рынках, и осуществляет кредитование проектов, направленных на развитие беднейших стран.

Международный валютный фонд (МВФ), включающий 180 государств, осуществляет краткосрочное кредитование проектов по регулированию национальных платежных балансов развивающихся стран, вызванных необходимостью оплачивать займы, полученные от коммерческих банков. Обеспечением условий для свободной торговли занимается Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г. и объединяющая 130 государств.

Региональные сообщества.  Существуют и региональные сообщества, которые объединяют усилия и ресурсы стран одного континента. Так, в Европе экономическая, политическая и гуманитарная интеграция осуществляется с помощью таких региональных организаций, как Европейский союз (1951), объединивший в 2005 г. уже 25 государств Европы, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), куда входят 55 государств, включая США, Канаду и т.д. Военная интеграция происходит в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО), созданной в 1949 г. и включающей 19 стран.

Аналогичные организации существуют в Африке (например, Организация африканского единства, в которую входят 53 государства) и на американском континенте (Организация американских государств, объединяющая 35 стран).

Цивилизация

В условиях нарастающей целостности современного мира, взаимосвязи и взаимозависимости стран, народов, государств, составляющих его, нельзя не видеть своеобразия и самобытности некоторых стран или народов, принадлежащих к одной цивилизации.

Понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) интерпретируется неоднозначно. Одно из значений цивилизации отождествляется с понятием «культура» и трактуется как совокупность материальных и духовных достижений общества. Заметим, что хотя культура и особенно религия обусловливают особенности цивилизации, однако не исчерпывают ее содержания. Кроме этого, цивилизация рассматривается как этап развития общества.

Впервые понятие «цивилизация» использовалось французскими просветителями XVIII в. для характеристики общества, в котором восторжествуют принципы разума, справедливости и права. Исходя из этого ученые в XIX в. считали, что все человечество имеет общую историческую судьбу, однонаправленную историческую эволюцию. Некогда, в древности, мир был расколот на тысячи первобытных народов. Затем многие из них объединились и образовали свои государства, изобрели письменность, создали сложные орудия труда. В будущем, полагали сторонники обшей исторической судьбы, мир станет единым, благоустроенным и богатым. У всех народов мира один и тот же путь, с той лишь разницей, что одни народы ушли по нему далеко, а другие — только начали. Этот путь состоит из трех стадий: дикости, варварства и третьей, высшей, — цивилизации. Объединить и благоустроить мир могут лишь цивилизованные народы, обладающие государством и правом, письменностью, высоким уровнем культуры и развитой техникой.

Теория локальных цивилизаций
Однако во второй половине XIX в. и особенно в XX в. усиливается неравномерность экономического и политического развития различных стран, что стало основанием для возникновения теории локальных цивилизаций. Согласно этой теории, у человечества существует множество сценариев развития и каждая страна реализует свой. Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свой путь развития, свой образ жизни. Эту общность, обладающую неповторимыми ценностями, уникальным образом жизни, собственной исторической судьбой, также называли цивилизацией. Так, английский историк А. Тойнби (1889—1975) полагал, что всемирная история есть сумма историй 21 цивилизации. Он выделял в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, надлом, упадок и разложение. Если первые две фазы связаны с «жизненным порывом», то две последние вызваны «истощением жизненных сил». Тойнби классифицировал цивилизации преимущественно по религиозному признаку. Правда, его типология не была столь строгой, поскольку в дальнейшем он называет 13 цивилизаций, а затем 8: западную, византийско-ортодоксальную, русско-ортодоксальную, арабскую, индийскую, дальневосточную, китайскую, японо-корейскую. В соответствии с господствующей системой ценностей в границах конкретной цивилизации формируется специфическое понимание смысла жизни, судьбы, справедливости, миропонимания, манеры поведения.

Так, основой арабской цивилизации является ислам (с араб. — предание себя Богу, покорность). Исламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове, затем стала распространяться в страны тропической Африки, Южной Азии, Индонезии, на Балканы, Крым и т.д. Основная форма жизни — исламская община, а отличительная особенность жизнедеятельности правоверных, т.е. мусульман, — ее жесткая регламентация на основе свода законов ислама — шариата (от араб, «шараа» — направлять). Шариат регулирует все сферы частной жизни, а также политику, экономику. В мечети решаются все вопросы. Например, давать в долг считается благородным делом, как и возвращение долга в срок. Однако если должник испытывает серьезные трудности, кредитор должен терпеливо ждать. Налоговая система в шариате достаточно проста. Существует налог в пользу самых бедных — закят, подушный налог с иноверцев, проживающих в стране, — джизья, наконец, налог с имущества — хумс. Шариат регламентирует торговые сделки. Он запрещает продавать и покупать свинину, алкоголь, ворованные вещи, взимать процент, проводить азартные игры.

Экономика современных арабских стран основана на коллективизме исламской общины, идеях уравнительности и социальной справедливости, которые сформированы в шариате. Опираясь на эти ценности, по мнению мусульманских теоретиков, люди накапливают средства для взаимной помощи и предотвращения социальных конфликтов.

Напротив, китайская цивилизация основана на прагматизме, согласно которому общество — это объект управления государства. Особая роль государства обусловлена большой территорией, нуждающейся в освоении и защите, которые возможны при деспотической власти правителя. Исходя из этого благо государства приравнивалось к благу общества. Консерватизм и архаичность китайской цивилизации основаны на однородности расового состава населения, неизменности территории и жизненных устоев (системы ценностей, принципов экономики и политики). Эти факторы создали в сознании китайцев иерархию ценностей, главные из них: государство, ориентированное на неизменность условий жизни, гармонию и порядок; традиции и знания прошлых поколений. Носителем государственного разума, средоточием нравственности и культуры является бюрократия.

Колыбелью европейской, а затем и западной цивилизации стал греческий полис, в центре которого находилась свободная личность, ориентированная на индивидуалистические ценности. Гражданин полиса собственными усилиями достигал перемен к лучшему, имея одинаковые права с другими гражданами. Основа его свободы — частная собственность. Свободные личности учреждают государство для управления обществом и подчиняются законам, принятым демократическим путем.

Ключевые слова: Глобализация, Общество
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Концепции глобализации общества
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Концепции глобальной культуры и проект культурсоциологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Природа и общество: соотношение и взаимосвязь
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Базовые ценности общества
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Общество Древней Руси
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Государство и гражданское общество в России
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Конструктивистский структурализм (П. Бурдье)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Характеристики информационного общества: теория и реальность
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Оставить комментарий