Функции правосознания

Правосознание как система аттитюдов выполняет несколько основных функций:
1. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, «объясняют» происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий.

Существует несколько последствий такого осмысления.

  • Избирательное восприятие и запоминание информации, соответствующей аттитюдам: люди легче воспринимают и запоминают ту информацию, которая соответствует их содержанию. Яркой иллюстрацией этой закономерности является восприятие и запоминание информации о преступнике, содержание которой определяется аттитюдами людей в отношении определенных этнических групп (этническими стереотипами и предрассудками). Так, напоминание людям о содержании стереотипов в отношении членов определенной этнической группы (например, демонстрация фотографии ее представителя), улучшает запоминание ими той информации о совершенном преступлении и его участниках, которая соответствует стереотипу, даже если в ней не содержится сведений об этнической принадлежности преступника. Это происходит даже в том случае, когда людей просят не обращать внимание на существующие у них стереотипы (Peters, Jelicic, Merckelbach, 2006).
  • Приписывание людям особенностей, соответствующих аттитюдам к ним. Например, жители Израиля, решая, какое из пяти преступлений (убийство, изнасилование, вооруженное ограбление, кражу со взломом и мошенничество) совершил человек на фотографии, чаще выбирали убийство, изнасилование и вооруженное ограбление, если он был арабом, и «интеллектуальное» преступление — мошенничество, если он был евреем — выходцем из европейской страны (Fishman, Rattner, Weimann, 1987).
  • Прогноз в соответствии с аттитюдами. Например, преступники, которые оцениваются как не уважающие суд или закон, воспринимаются как более склонные к повторному совершению преступления.
  • Оценка ситуации в соответствии с аттитюдами. Например, если люди считают, что процедура приобретения оружия должна быть упрощена, оценивая жертву ограбления, они полагают, что ей сильно повезло, поскольку она осталась в живых, и переоценивают вероятность ограблений в дальнейшем (Crawford, McCrea, 2004). То есть они оценивают ситуацию таким образом, чтобы она подтверждала их аттитюды.

Однако когда человек хочет вынести очень точное решение, предупрежден о полезности новой информации или сомневается в своих аттитюдах, он лучше воспринимает и запоминает ту информацию, которая им не соответствует.

2. Эго-защитная функция: аттитюд способствует разрешению внутриличностных конфликтов, защищает человека от получения неприятной информации о себе и значимых для него социальных объектах. Примером реализации этой функции является ингрупповой фаворитизм (позитивное отношение к членам своей социальной группы (ингруппы)) и аут-групповая дискриминация (негативное отношение к членам чужой социальной группы (аутгруппы)) при оценке преступников. Например, по мнению членов этнического большинства (Bridges, Steen, 1998; Tonry, 1995):

  • вероятность совершения преступлений людьми, принадлежащими к группам этнического меньшинства, выше, чем вероятность совершения аналогичных поступков членами этнического большинства;
  • члены этнического меньшинства в меньшей степени уважают власть и суд, чем члены этнического большинства;
  • члены этнического меньшинства более опасные, чем члены этнического большинства;
  • причина совершения преступлений членами этнического меньшинства связана с их индивидуальными особенностями, тогда как причина совершения аналогичных поступков членами этнического большинства — с внешними факторами.

Демонстрируя ингрупповой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию при оценке преступников, человек тем самым подчеркивает, что он, как и другие члены его группы, законопослушен и не может совершить преступление.
3. Функция выражения ценностей: аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него. Эта функция помогает человеку самоопределиться, сформировать представление о себе.
4. Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует получению им вознаграждения, в т. ч. одобрения окружающих. Например, человек высказывает такое же отношение к преступлению, как и его сверстники, чтобы понравиться им, и со временем полностью усваивает эти аттитюды.
5. Функция влияния на поведение: сформированные аттитюды оказывают влияние на поведение человека. Например, человек, считающий смертную казнь эффективной мерой наказания, на референдуме будет голосовать за ее введение.

Однако в целом ряде случаев непосредственная связь между аттитюдами и поведением отсутствует. Это происходит, поскольку, кроме аттитюдов на поведение оказывают влияние и другие факторы. Попытка объяснить эту связь привела к созданию моделей, в которых связь аттитюдов и поведения устанавливается благодаря намерению. К их числу относятся теории запланированного поведения и саморегуляции.

В соответствии с теорией запланированного поведения (Neuwirth, Frederick, 2004), поведение человека определяется его намерениями, а намерения — тремя основными факторами — аттитюдами, субъективными нормами и воспринимаемым контролем за поведением. Под аттитюдами понимается оценка человеком привлекательности и полезности возможного поступка, под субъективными нормами — его представление о желаниях окружающих людей и их реальном поведении, а под воспринимаемым контролем — оценка человеком того, в какой мере он контролирует собственное поведение. Когда человек оценивает определенный поступок как приятный или полезный, полагает, что окружающие поступают так же и считает, что в состоянии контролировать собственное поведение, у него формируется намерение, которое, в свою очередь, приводит к совершению поступка. Например, когда человек считает, что обращение в правоохранительные органы позволит предотвратить преступление (аттитюды к правоохранительным органам), полагает, что окружающие с ним согласны (субъективные нормы) и думает, что добраться до ближайшего отделения милиции достаточно легко (воспринимаемый контроль за поведением), у него возникает желание обратиться туда за помощью. Однако если он считает, что это бесполезно, поскольку работники милиции ему не помогут, или боится мести преступников (аттитюды), считает, что близкие ему люди никогда бы не пошли в милицию (субъективные нормы) или думает, что до ближайшего отделения милиции добраться достаточно сложно (воспринимаемый контроль за поведением), он вряд ли пойдет туда за помощью.

Другая модель, в которой описывается связь между аттитюдами, намерениями и поведением — это теория саморегуляции. В соответствии с ней формирование намерений оказывают влияние аттитюды, субъективные нормы и желание совершить определенный поступок.

Ключевые слова: Право
Источник: Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. — 512 с.
Материалы по теме
Основные свойства правосознания
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО...
Понятие правотворчества, его виды и принципы
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Правовой режим прибыли
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Механизм международно-правового регулирования
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Понятие гражданского права
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Понятие отпуска
Зюков П. Н., ТРУДОВОЕ ПРАВО, Шпаргалки, 2009
Структура административно-правовых отношений
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Хозяйственные правоотношения
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Оставить комментарий