Функции эмоций и чувств

Еще Эдуард Клапаред (1928) писал, что для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять его функциональное значение в поведении индивида, ответить на вопрос: для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций и анализ психологических работ, посвященных данной проблеме, позволяют выделить несколько основных функций эмоций и чувств.

Подкрепляющая и закрепляющая функции. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма».

Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности . Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в их роли как фактора, подкрепляющего и закрепляющего  полезное действие. Из сказанного вытекает и значение эмоций в научении и обучении.  В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

Активационно-мобилизационная функция эмоций проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизирует все психические процессы, мобилизует прошлый опыт.

Гиперкомпенсаторная функция проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. «По-видимому, – пишет П. В. Симонов, – эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме». Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, П. В. Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что:

«эмоции высших животных и человека представляют специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им»   (с. 88–89).

Э = f[П, (Ин–Ис)…], где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и знак;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • (Ин–Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;
  • И – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
  • И – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Помимо потребности и дефицита информации для организации деятельности по ее удовлетворению эмоция зависит и от других факторов: индивидуальных особенностей субъекта, фактора времени, качества потребности (биологических, интеллектуальных, нравственных).

При дефиците прагматической информации (Ин>Ис) возникают отрицательные эмоции, активно минимизируемые субъектом, при избытке информации (Ис>Ин) возникают положительные эмоции, максимизируемые субъектом.

Таким образом, мы видим, что эмоции реализуют познавательную и оценочную  функции. Эмоции могут приводить к другим принципам оценки сигналов, переводить построение поведения на ориентацию по генерализированным сигналам. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект. «Чем сильнее становится потребность, тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию», – пишет Ж. Ньюттен.

Интегральная функция эмоций. Характерной чертой эмоций является то, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм . Переживания явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).

В заключение остановимся на двух взаимосвязанных функциях эмоций, которые практически не акцентируются в работах по психологии и физиологии эмоций. В качестве таковых мы выделяем функцию эмоций как механизма формирования сознания  и функцию эмоций как механизма формирования внутренней реальной человеческой жизни.

Ключевые слова: Эмоции, Чувства
Источник: Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Материалы по теме
Определение эмоции и чувства
Штейнмец А.Э., Общая психология
Физиологические основы чувств и эмоций
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Эмоции и чувства в норме
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Выражение эмоций и чувств
Максименко С.Д., Общая психология
Эмоции (чувства) как инструмент сознания
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Чувства и эмоции
...
Классификация эмоций и чувств
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Высшие эмоции и чувства
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Оставить комментарий